экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

 

СОСТОЯНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

 

Сальников Олег Вячеславович

  

Франчайзинг - это один из вариантов развития независимого розничного предприятия. Это форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в рамках которого отдельная фирма или предприниматель (франчайзи) получает право работать под торговой маркой хорошо известной и успешной бизнес-структуры (франчайзор), такой как Baskin Robbins, Kodak, McDonald's или Копейка.

Для небольшого предприятия франчайзинг - это и постоянство поставок, и раскрученная узнаваемая марка, и готовые маркетинговые разработки. При этом предприятие не теряет самостоятельности. Статистика свидетельствует, что, по сравнению с полностью независимыми фирмами, компании-франчайзи более живучи. К примеру, в США из 100 новорожденных малых предприятий через пять лет выживают лишь 15, а из 100 новых франчайзи – целых 85. Франчайзинговые магазины осуществляют в тех же США 40% розничных продаж.

Работа по системе франчайзинга дает предпринимателю много плюсов. В качестве франчайзи он имеет возможность начать собственное дело, участвуя в успешном бизнесе, опробованном всесторонне франчайзором, покупает право пользоваться известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Наличие торгового знака дает возможность пользоваться результатами рекламы этого товарного знака. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса. Сам же франчайзор получает возможность быстрого расширения бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат. Снижается риск потери части капитала, так как собственные средства участвуют в деле в минимальном объеме. Кроме того, франчайзор фактически уклоняется от оперативного руководства.

При этом, как и в любом новом деле существуют и свои минусы.
Франчайзи предоставляется меньше экономической свободы, ограничивается инициатива. По договору он не имеет возможности быстро выйти из бизнеса, так как договор обычно заключается на относительно большой срок. Приходится привыкать к неизбежному сотрудничеству со всеми франчайзи системы. Франчайзи всегда зависит от финансовой стабильности франчайзора.

Самое главное, не каждый потенциальный франчайзи способен выполнить первоначальные требования, выдвигаемые франчайзором. Стоимость входа во франшизную систему некоторых западных компаний для российского представителя малого и среднего бизнеса порой представляется чем-то заоблачным. На самом деле, например, покупка франшизы Baskin Robbins обойдется в $10-35 тыс., а участие во франшизной системе McDonald's - $250 тыс. Трудно также изыскать достаточно большие средства для переоборудования торговой площади.

Франчайзинговые схемы ведения бизнеса все больше приживаются в сфере российской розничной торговли. В России компаний, работающих на условиях франчайзинга, пока еще очень мало. Между тем франчайзинг является одним из способов выживания и дальнейшего развития независимого бизнеса в России и у небольшого российского магазина все же есть шанс стать франчайзи. При этом у торговца непродовольственными товарами больше шансов, так как переоборудование таких магазинов под формат франчайзера, как правило, обходится гораздо дешевле.

Сегодня в России предлагается чуть более ста франшизных систем. Для сравнения, в США их 1,5 тыс. Дело в том, что существует ряд причин, которые прямо или косвенно мешают развитию франчайзинга в нашей стране. Это и несовершенство российского законодательства, и административные барьеры, и финансовые препятствия.

Наиболее важный из факторов, тормозящих развитие российского франчайзинга, - отсутствие необходимого законодательства. Прежде всего, наше законодательство вообще не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет и комплексного подхода к явлению как таковому.  Гражданский кодекс РФ определяет франчайзинговый договор как "коммерческую концессию". Глава 54 "Коммерческая концессия" Гражданского Кодекса РФ - единственный нормативный акт, регулирующий франчайзинговые отношения, была написана в начале 90-х годов, когда франчайзинга в России не существовало.

В рамках действующего законодательства невозможно создать один франчайзинговый договор. Необходимо составлять несколько договоров и ссылаться в одном на другой, а в другом на третий. Договор об оказании услуг и консультировании подразумевает обучение франчайзи, договор о поставке продукции - поставку расходных материалов и т. д.

По российским законам в случае передаче товарного знака в пользование другому предпринимателю обязательно нужно регистрировать эту операцию в патентных органах, что, принимая во внимание уровень бюрократизации властных структур, особого оптимизма не вызывает. Кроме того, согласно при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Сложность всех этих процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.

В Гражданском кодексе есть статьи, написанные в ущерб франчайзорам. Например, франчайзор несёт ответственность за деятельность независимого франчайзи. Не удовлетворяет франчайзоров и требование не изменять условия договора при его продлении. Действительно, если ситуация на рынке изменится, то франчайзор вынужден будет перезаключить договор в ущерб своим собственным интересам. Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Подобные законодательные казусы заставляют российских франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. Это связано ещё и с тем, что нередко руководителей компаний-франчайзи, проработавших несколько лет и освоивших приёмы бизнеса, посещает мысль о том, что платить вознаграждение больше не за что. Франчайзи начинает обманывать франчайзора, например скрывать доходы, если это возможно, либо вообще выходит из договора и работает под другой вывеской.

В отличие от западных стран, в России нет единых стандартов в области франчайзинга. В результате требования, предъявляемые, к примеру, ритейлерами к своим франчайзи, сильно отличаются. Например, франчайзи "Копейки" должны уплачивать франшизу за право использования товарного знака, а также закупать товар с некоторой торговой наценкой. Это покрывает расходы головной компании на централизацию поставок. Компания "Арома" помимо  права на использование торговой марки "Ароматный мир" продаёт также право на включение в общую складскую и логистическую систему и т.д.

Однако общими для всех условиями является поддержание единого стиля и оборудования, сопоставимого уровня цен и включения в ассортимент обязательного перечня товаров.

Ещё одна причина сложившейся в России ситуации с франчайзингом заключается в том, что отечественные предприниматели не привыкли платить за интеллектуальную собственность: для большинства представителей мелкого и среднего бизнеса это нечто абстрактное, неосязаемое. Между тем, основным вопросом во франчайзинге является передача прав на товарный знак и конфиденциальной информации о методах организации бизнес-процессов, которые франчайзер отработал на практике, доказав их успешность.

Таким образом, франчайзинг является необычайно перспективным, но в тоже время необычайно нереализованным средством выживания независимых торговцев.

 

назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz