экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Кашина Наталья Юрьевна

 

К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством тайной является объектом хозяйственного, гражданского оборота наряду с такими материальными объектами, как здания, сооружения, машины, механизмы, работы, услуги, результаты умственной деятельности, нематериальные блага, вещи.

В законодательстве России понятие «коммерческая тайна» впервые появилось в 1990 году в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ, принятого Государственной думой 21 октября 1994 года,  коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

К тайне может быть отнесена только документированная информация, то есть информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях: документах, материальных объектах, в том числе физических полях, где информация, составляющая тайну, находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Другой важнейшей особенностью коммерческой тайны является то, что идеи, замыслы, сведения и иные данные, какую бы коммерческую ценность для их обладателя они не представляли (в том числе, озвученные на переговорах, совещаниях, предварительные условия сделок, технические предложения и т.п.), если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, остаются не защищёнными.

Кроме того, чтобы считаться коммерческой тайной, информация должна соответствовать признакам: коммерческая ценность информации и её неизвестность третьим лицам.

Информация, для того  чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. К коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в возможности получения прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, секретов торговли, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем, то есть несущие в себе коммерческий потенциал.

Ещё один признак коммерческой тайны - отсутствие доступа к ней на законном основании.

К информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных, получение из общедоступных источников - рекламных проспектов, научных выступлений и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны.

В настоящее время под видом налоговой или иной проверки изымаются буквально все документы, часто и не относящиеся к её предмету. Цели такой проверки могут быть самыми различными. Гарантировать же, что не произойдёт утечки информации в современных условиях российской действительности, крайне сложно. Поэтому менеджер должен хорошо знать законодательство в этой части и предоставлять только необходимые документы.

Следует отметить, что возможность получения госорганами и их работниками сведений, составляющих коммерческую тайну, не влечёт за собой утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны: информация от этого   не становится «свободно доступной», поскольку доступом к ней обладают только конкретные лица в конкретных объемах и это не делает её доступной для широкой публики.

Для того чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации).

 

Информация, составляющая коммерческую тайну

Под коммерческой тайной фирмы следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.

В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Для того чтобы перевести информацию в разряд охраняемой, необходимо издать приказ руководителем фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

При составлении перечня сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, может возникнуть сложность, т.к. методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в РФ ещё не разработана. На каждом предприятии в качестве коммерческой тайны засекречивается различная информация.

 

Информация, не являющаяся коммерческой тайной

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся:

- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

- документы о платёжеспособности;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причинённого при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Эту информацию фирма должна предъявить по первому требованию должностных и юридических лиц, нуждающихся в этой информации.

 

Обладатели и правопреемники коммерческой тайны

Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

Обладатель тайны – это лицо, обладающее на законном основании  информацией, составляющей тайну, и соответствующими правами в полном объёме.

Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Обладатель коммерческой тайны имеет право:

- самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);

- устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору);

- требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);

- допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:

а) ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;

б) принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;

в) установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны.

Также существуют понятия «носитель коммерческой тайны» – лицо, осведомлённое  о коммерческих секретах фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители), документы, изделия, материалы, предметы, вещества и «конфидент коммерческой тайны». Им является лицо, которому в силу служебного положения, договора или на законном основании известна тайна другого лица.

 

Хищение коммерческой тайны фирмы

Похищая информацию, составляющую коммерческую тайну,  злоумышленник может преследовать три цели:

- нанести ущерб конкуренту путём уничтожения коммерчески ценной информации;

- получить необходимую информацию в объёме, достаточном для  конкурентной борьбы;

- внести изменения в информационные потоки конкурента в соответствии со своими интересами.

Можно выделить несколько причин утечки информации. Одна из них – несовершенство организации управления на предприятии, недостатки в подборе, обучении и оснащении кадров в службе  безопасности предприятия. Другая – плохая организация обеспечения режима секретности; неудовлетворительная постановка учёта и отчётности, отсутствие регулярных проверок и инвентаризации; слабый контроль со стороны администрации и службы безопасности за выполнением правил и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения режима секретности; недостаточное финансирование работ, касающихся режима секретности.

Зарубежные специалисты к числу наиболее вероятных каналов утечки коммерческой тайны относят следующие:

- каналы связи (телефон, телеграф, радиосвязь, переписка, Интернет);

- материальные потоки объекта (транспортировка секретных документов, изделий, доставка специальной почты);

- человеческий фактор (людские потоки – приём и увольнение работников фирмы);

- совместная деятельность с другими фирмами;

- реклама, публикации в печати, интервью для прессы;

- переманивание ценных специалистов фирмы, конкурирующими фирмами к себе, ради последующего владения их знаниями;

- внедрение своих людей в состав персонала конкурирующей фирмы;

- съём информации с ПК: копирование программной информации с носителей, хищение носителей информации, чтение оставленных без присмотра распечаток программ, несанкционированный доступ к информации.

 

назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz