экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИЙ

Сальников Олег Вячеславович

Возникновение концепции социальной ответственности

  Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Однако уже с конца семидесятых годов ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости объединить разрозненные элементы корпо­ративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой, и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетин­говой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.

Среди при­чин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на поли­тику во взаимоотношениях с обществом, можно выделить также:

• Усилившееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под давлением общества выдвинуло более же­сткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей сре­ды. В США роль государства была значительно ниже, однако и в Соединенных Штатах постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, услож­нялось трудовое право.

• Давление профсоюзов, прежде всего в сфере охраны труда и в социальной политике.

• Значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или брэнду определяется теперь не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влиял и общий имидж компании, в том числе ответственность ее повеления в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом. Классическим примером катастрофического снижения продаж вследст­вие плохой общественной репутации может служить компания «Нестле», кото­рая в конце восьмидесятых годов пострадала из-за непродуманной политики продвижения молочных смесей в развивающихся странах. Негативное общест­венное мнение привело к фактическому бойкоту всей линии товаров «Нестле» в Западной Европе и серьезным финансовым потерям для корпорации.

К началу XXI века большинство крупных компаний США и Западной Европы сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО). Более того, были созданы объединения компаний, целью которых спало раз­витие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности, эта тема начала разрабатываться исследователями и экспертами, работающими в облас­ти корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ве­дущих экономических вузов.

Понятие корпоративной социальной ответственности

 

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвиже­нием концепции КСО Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответ­ственность) определяет корпоративную социальную ответственность как «Дости­жение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.

Политика корпоративной социальной ответственности согласно Business for Social Responsibility - это взаимо­связанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влия­ние деятельности компании на внешнюю среду. Концепция КСО в компаниях разно­го уровня, различных сфер бизнеса включает разные компоненты. Но самая широкая трактовка КСО включает в это понятие:

  корпоративную этику;

  корпоративную социальную политику в отношении общества;

  политику в сфере охраны окружающей среды;

  принципы и подходы к корпоративному управлению;

• вопросы соблюдения нрав человека в отношениях с поставщиками, потребите­лями, персоналом;

  политику в отношении персонала.

Всемирный бизнес конгресс за устойчивое развитие в докладе «Making Good Busi­ness Sense» (Создавая смысл для бизнеса), Лорд Холм и Ричард Уаттс, использовал следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность - это по­стоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих ра­ботников и их семей, как и общества в целом».

Green paper Европейского союза определяет корпоративную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют со­циальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей». Такой подход принят большинством стран Европейского союза.

Как мы можем видеть, на сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Однако все представлен­ные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность - это от­ветственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

Все объединения предпринимателей и исследователи включают сюда:

  Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;

  Ответственность в отношении потребителей;

  Ответственную политику в отношении работников;

  Экологическую ответственность;

  Ответственность компании перед обществом в целом.

В России также начинает внедряться концепция КСО, которая содержит все пять вышеперечисленных элементов, хотя пока особое внимание уделяется в российских компаниях отношениям с работниками и взаимодействию с обществом.

 

Понятие корпоративной политики участия в жизни общества

 

Составной частью социальной ответственности компаний является их взаимодей­ствие с обществом в целом. Традиционная практика благотворительности и филан­тропии компаний постепенно уходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии - денежной или товарной помощи от компании благотворительным, социальным, культурным организациям.

Новый подход опреде­ляется как политика участия в жизни общества и включает не только традиционную материальную и финансовую помощь из прибыли компании. В него входит и уча­стие работников корпорации в оказании поддержки обществу, и активное вовлече­ние компании в обсуждение жизненно важных вопросов на территории, где работает компания, и даже участие компании в привлечении средств других благотворителей для совместных социальных проектов.

Объединение Business for Social Responsibility использует термин «корпоративные общественные инвестиции» и определяет его как «широкий круг действий, направленных на улучшение жизни в местных сообщест­вах, где расположены подразделения компании».

Социальные инвестиции компании могут включать

• Прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;

   Денежные пожертвования;

  Предоставление бесплатно времени своих сотрудников, включая топ-менеджмент;

   Пожертвование товаров или услуг;

• Предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют корпоративные сред­ства к пожертвованиям своих работников);

• Использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.

 

Формы осуществления и документирования «политики корпоративной социальной ответственности» в компаниях

 

Различные компании по-разному подходят к осуществлению и документированию политики КСО. Подходы компаний зависят и от их размера, и сектора бизнеса, и сложившихся традиций, а также взглядов собст­венников или ключевых акционеров. Некоторые компании, например, фокусируются только на одном компоненте КСО, например, экологической политике или на соци­альных программах для местного сообщества. Другие же стремятся включить фило­софию социальной ответственности во всю деятельность корпорации. Последнее утверждение верно для подавляющего большинства крупных западных компаний, та­ких, например, как British Petroleum или фармацевтическая компания Novo Nordisk.

Миссия компании, ее ценности и стратегия. Если концепция социальной ответст­венности воспринимается как интегральная составляющая обшей бизнес философии и практики компании, ее описание, принципы политики КСО обычно включаются в документы, представляющие миссию компании, ее ценности, в стратегический план.

Корпоративная этика. Политика КСО взаимосвязана с корпоративной этикой. Со­циально ответственная компания приветствует инновации и независимость мышле­ния. Такая компания не может позволить, чтобы то, как компания работает, на прак­тике расходилось с корпоративным этическим кодексом или другими опубликован­ными стандартами.

Корпоративное управление. Многие социально ответственные корпорации создают внутри компании комитеты по этике или по социальной ответственности, задача кото­рых участвовать в подготовке стратегических планов компании в части, касающейся социальной ответственности, оценивать с точки зрения КСО текущую практику рабо­ты, давать советы и рекомендации менеджменту по соблюдению принципов КСО. В компаниях, где нет таких комитетов, эта ответственность ле­жит на советах директоров. Кроме того, большинство социально ответственных ком­паний включают вопросы социальной ответственности в ключевые внутренние доку­менты, такие как условия трудовых контрактов, правила распорядка для персонала, правила, регулирующие деятельность советов директоров, и др.

Политика в отношении работников. Политика в отношении работников занимает большое место в общей политике социальной ответственности. Социальная ответст­венность перед персоналом определяет содержание таких документов, как описание обязанностей, трудовые контракты, влияет на систему оценки качества работы со­трудников, продвижение по службе, политику и отношении премии и повышения оплаты труда. Кроме того, социально ответственная компания вкладывает ресурсы в информирование работников о принципах социальной ответственности, включает эти вопросы в программу внутреннего тренинга.

Ответственность за политику социальной ответственности на уровне менеджмента. В разных компаниях существуют различные подходы к тому, кто несет персо­нальную ответственность за соблюдение компанией политики корпоративной соци­альной ответственности. В одних компаниях эта ответственность лежит напрямую на советах директоров, в других - на генеральном директоре. Крупные компании, как уже упомянуто выше, создают комитеты из числа высшего и среднего менеджмента, а также назначают специальных сотрудников, отвечающих за те или иные вопросы социальной ответственности.

Отчетность. В последние 15 лет тысячи компаний пришли к пониманию ценности регулярной независимой оценки их социальной ответственности. Появилось даже по­нятие «социальный аудит» и компании, его осуществляющие. Регулярный социаль­ный аудит проходит, например, компания British Petroleum, к этому стремятся другие нефтяные компании, чья деятельность вызывает пристальное внимание как в связи с отношениями с обществом, так и в части экологической политики. Другие корпорации регулярно (многие ежегодно) публикуют отчеты о социальной ответственности.

Качественный социальный отчет (отчет о воплощении политики социальной ответственности), как правило, включает:

  Обращение генерального директора или президента компании:

• Данные об экономической политике компании и взаимоотношениях с партнера­ми и потребителями, о затраченных ресурсах и результатах социальных благо­творительных программ компании, о мероприятиях по экологической безопас­ности и охране окружающей среды;

  «Хорошие и плохие новости» - изменения по сравнению с предыдущим годом;

   перечень задач на будущее;

• обратную связь от акционеров, партеров, сотрудников, потребителей, получа­телей благотворительной помощи.

Если компания прошла социальный аудит, отчет независимых аудиторов также включается в социальный отчет.

Использование влияния. Многие, особенно крупные, компании понимают, что они не только сами соблюдают принципы социальной ответственности в своей деятельности, но могут побуждать к этому другие корпорации, работающие в том же секторе бизнеса или в том же регионе. Активная позиция компании, ее позитивное влия­ние на других - это тоже часть правильной политики корпоративной социальной ответственности.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz