экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 

СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА

Квакова И. Л. 

Стабилизационный фонд РФ - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Источниками Стабилизационного фонда являются экспортные пошлины на нефть и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в части, обусловленной превышением цен на нефть базового уровня, а также остатки средств федерального бюджета на начало финансового года.

Образование Стабилизационного фонда РФ мотивировалось, во-первых, необходимостью гарантировать устойчивость расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Во-вторых, - задачей защиты накопленных бюджетных ресурсов на случай девальвации рубля. В-третьих, - для поддержания устойчивости обменного курса рубля к колебаниям цен на нефть, стабилизации денежного предложения и связанных с этим инфляционных тенденций.

Логика здесь такова: коль скоро Фонд будет формироваться за счет налогов, мак­симально зависимых от изменения цен на нефть, накопление его средств на бюджетных счетах с одновременным запретом их использования внутри страны автоматически обеспечит стерилизацию избыточной денежной эмиссии, возникающей при покупке ЦБ РФ доходов экспортеров; и, наоборот, в условиях низких цен на нефть расходование средств Фонда должно компенсировать снижения денежного предложения в связи с сокращением положительного сальдо по счету текущих операций платежного баланса.

Цели создания Стабилизационного фонда определяются:

а) такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;

б) особен­ностями проводимой в последние годы экономической политики -Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент стерилизации дене­жной массы, сдерживания инфляции, регулирования обменного курса. Речь идет о направленности этой политики на достижение, главным обра­зом, финансовой стабилизации.

За всю историю российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. Объем Стабилизационного фонда на начало 2005 года составил 522,27 млрд. руб. он был сформирован в январе 2004 г. В объеме 106 млрд. руб. и за год пополнился на 416,27 млрд. руб. Отсюда возникает вопрос, как использовать и куда направить государственные резервы?

Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития эконо­мики стало одной из главных причин разногласий по поводу использо­вания средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответст­вующих предложений - от строительства зданий дипломатических пред­ставительств и «дружбы и сотрудничества с народами зарубежных стран», развертывания кампаний по улучшению имиджа РФ, финансирования электоральных акций в государствах СНГ, и т.п. до раздачи денег беднейшим слоям населения.

Правительством решено, что в 2005 г. средства Фонда могут быть израсходованы на досрочное погашение внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда России.

Правда, с 2006 г. планируется поднять используемую при формировании Стабилизационного фонда «цену отсечения» с 20 до 21 долл. за баррель и допустить направление появившихся вследствие этого дополнительных бюджетных доходов на инвестиционные и иные проекты, в том числе реализуемые на условиях государственно-частного партнерства.

С точки зрения перспектив народно-хозяйственного роста, и в плане минимизации инфляционного давления на экономику предпочтительным выглядит использование хотя бы дополнительных средств Стабилизаци­онного фонда на увеличение внутренних инвестиций, прежде всего государственных.

Наиболее выгодным в финансовом отношении и важным для эконо­мического развития России является инвестирование в акции предприятий, в первую очередь высокотехнологичных, а также в инфраструктуру, необходимую для их нормальной работы. Это позволяет решить сразу две задачи - получить на государственные резервы высокий доход и двинуть вперед давно необходимую модернизацию нашей промышленности, а также направить десятки миллиардов долларов в аэрокосмический комплекс, в ядерную промышленность и другие перспективные отрасли.

            Важно иметь в виду и то, что расходование государственных средств на подобные инвестиционные проекты при нынешней благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре может происходить параллельно с до­срочным погашением внешней задолженности (даже по расчетам Минфина России, при относительно умеренных ценах на нефть, начиная с 2008 г., у РФ появятся значительные остатки средств Стабилизационного фонда); конкретные суммы зависели бы от принятого варианта погашения долга.

Оптимальное расходование средств Стабилизационного фонда предполагает их использование в целях ускорения народнохозяйственного роста при сохранении сложившейся финансовой стабильности.

Таким образом, не воспользоваться такими благоприятными обстоятельствами, которые сегодня сложились на нефтяном рынке, было бы не разумно. Едва ли стоит тратить все средства, которые концентрируются сегодня в Стабилизационном фонде, лишь на страхование бюджета. Следовало бы заботиться не только и не столько об имидже страны, сколько о перспективах устойчивого роста ее экономики.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz