экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 

 

ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

Кашина Наталья Юрьевна

 

                                                                                      

Цели защиты

Информация является одним из важнейших элементов  управления деятельностью любого предприятия. В условиях рынка от наличия информации в значительной степени зависит успех предпринимательской деятельности. На сегодняшний день организации нередко сталкиваются с проблемой утечки информации и необходимостью построения системы защиты коммерческой тайны. Создание такой системы – сложный и многоплановый процесс, который затрагивает все структурные подразделения организации, в т.ч. и отдел кадров.

Система защиты коммерческой тайны создаётся в целях:

- достижения устойчивых позиций в условии конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг;

- сохранения конфиденциальной информации в течение определённого промежутка времени;

- получения возможности проверить каждый из вероятных каналов утечки информации;

- предотвращения негативных последствий текучести кадров.

Основная цель функционирования системы защиты информации – установить оптимальный режим работы предприятия с таким расчетом, чтобы ограничить распространение сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить их утечку и создать необходимые условия работы лицам, имеющим к ним законный доступ.

По мере функционирования предприятия накапливается определённый объём информации, разглашение которой, в т.ч. самими работниками, способно ухудшить его экономическое положение. В связи с этим собственник информации вправе придать ей статус охраняемой путём отнесения к коммерческой тайне и тем самым закрыть свободный доступ к ней на законном основании. Лишь сохранение этой информации втайне ей коммерческую ценность.

 

Меры защиты коммерческой тайны

Разрабатывая систему защиты информации, необходимо, прежде всего, конкретизировать объект, предмет коммерческой информации на предприятии.

Объектом защиты информации являются сведения  различных категорий, собранные в процессе деятельности предприятия, к которым может проявить интерес его конкурент.

Предметом защиты информации являются носители информации, на которых зафиксированы, отображены защищаемые сведения: документы, изделия, материалы, предметы, существа. В качестве носителя защищаемой информации выступает также человек. Именно на охрану носителей засекреченной информации и направлены главным образом усилия предприятия.

Обобщенный опыт защиты коммерческой тайны фирмы показывает, что успех в этом деле достигается только комплексным подходом, объединяющим в себе административно-организационные и социально-психологические, правовые, технические, технологические и иные специальные меры  по обеспечению информационной безопасности. Нарушением права на конфиденциальную информацию являются утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированный доступ и распространение информации. Обладатель информации должен  использовать такие способы защиты материальных носителей информации, как сигнализация, сейфы, кодирование, осторожная кадровая политика, вневедомственная охрана, персональная ответственность лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, и др.

Правовое обеспечение деятельности фирмы по защите коммерческой тайны рекомендуется начинать с подготовки и создания организационно-распорядительных документов. Здесь важно отметить, что система  правовой регламентации защиты конфиденциальной информации на предприятии всегда является двухуровневой: законодательные акты РФ и нормативные акты фирмы (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения о подразделениях).

К административно-организационным мерам защиты коммерческой тайны относятся:

- наличие службы безопасности;

- оптимальное ограничение числа лиц, посвящаемых в коммерческие секреты фирмы;

- наличие охраны на всех объектах фирмы;

-  контроль помещений и оборудования (обеспечения безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);

- работа с персоналом (беседы при приёме на работу, инструктаж вновь принятых с правилами защиты информации, обучение сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися);

- организация работы с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводств, контроль над публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов);

- работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы (создание системы защиты электронной информации от несанкционированного доступа, обеспечение контроля за пользованием ПК);

- защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе).

Организационные и административные меры защиты коммерческой тайны необходимо сочетать с социально-психологическими. Среди социально-психологических мер защиты можно выделить два основных направления: это, во-первых, правильный подбор и расстановка кадров и, во-вторых, использование материальных стимулов. Западные специалисты по экономической безопасности считают, что от правильного подбора, расстановки и стимулирования персонала сохранности фирменных секретов зависит минимум на 80%.

При приёме на работу каждый работник должен подписать договор-соглашение, призванный формализовать меры по охране тайны. Подобным соглашениям следует уделять самое серьёзное внимание, поскольку в случае разглашения работником информации, составляющей тайну работодателя, такие соглашения составят юридическую основу для привлечения работника к ответственности и взысканию причинённого ущерба. Подобное соглашение могут заключаться как в виде отдельного документа, так и в виде условия в трудовом договоре.

Менеджер может включить следующие меры в договор, чтобы максимально обеспечить сохранность тайны фирмы. Работник должен принять на себя следующие обязательства:

- не разглашать составляющую тайну организации информацию, которая будет ему доверена или станет известна по работе;

- не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую тайну организации, без согласия администрации организации;

- не использовать информацию, составляющую тайну, для занятия другой деятельности, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации;

- в случае попытке посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую тайну, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо;

- незамедлительно сообщать соответствующему должностному лицу организации об утрате или недостаче носителей информации, составляющей тайну, удостоверений, пропусков, хранилищ, сейфов, личных печатей и о других актах, которые могут привести к разглашению тайны фирмы, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей тайну;

- в случае увольнения все носители информации, составляющие тайну фирмы (документы, чертежи, рукописи, магнитные ленты, диски, дискеты, распечатки, фотоматериалы и т.д.), которые находились в распоряжении работника в связи с выполнением им служебных обязанностей во время работы в фирме, передать соответствующему должностному лицу фирмы.

Менеджер должен под расписку предупредить работника об ответственности за нарушение этих положений. Вместе с тем не следует ограничиваться только воспитательной работой и обучением. Сотрудник, нарушивший правила работы с секретной информацией, должен знать, что у него будут серьёзные неприятности, и он будет строго наказан руководством. Кроме того, следует определить объём информации, передаваемой каждому конкретному работнику, за которую он должен нести ответственность.

Соглашения о неразглашении могут заключаться с работниками и при прекращении трудовых отношений. Предметом таких соглашений будет обязательство увольняющегося работника не разглашать определённую информацию, составляющую КТ, ставшую ему известной во время работы у данного работодателя, а также не использовать её в своей последующей деятельности.

Такие подходы к разработке мер по защите коммерческой тайне дают неплохие результаты и могут применяться на предприятиях разного профиля деятельности.

                                                                                                   

                                                                                                                                    

назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz