экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Терентьева Е.В.

 

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив. Оно представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

В менеджменте существует ряд методов, способных оказать помощь руководи­телю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтер­натив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могут быть различными:

- метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена нали­чием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний  в  конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

- метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая  решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

- метод, основанный на научно-практическом подходе, предлагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения.  Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, компьютеров.

Платёжная матрица - это один из методов статистической теории решений. Этот метод может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов Он особенно полезен, когда руководитель должен установить какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

В платежной матрице представляются платежи в сочетании с конкретными обстоятельствами в форме таблицы или матрицы.

Для применения данного метода руководителю необходимо определить вероятность события, которая варьируется от 1 до 0. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководителя, который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях.

Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения — централь­ной концепции платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или вариан­та стратегии — это сумма возможных значений умноженных на соответствующие вероятности.

Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результа­ты в виде матрицы, руководитель без труда может установить, какой выбор наибо­лее предпочтителен при заданных критериях. Он будет, конечно, соответствовать наивысшему ожи­даемому значению.

«Дерево решений» используют когда нужно принять не­сколько решений подряд, причем в условиях неопределенности, когда каждое по­следующее решение зависит от исхода предыдущего.

Составляв «дерево решений» отображают сущность проблемы. Принципом построения дерева решения является четкая последовательность событий слева на право.

Каждый возможный исход сопряжен с определением вероятности его появле­ния в реальности.

Особой трудностью для использования «дерева» является четкое определение возможных исходов, а значит определение их вероятностей.

Когда «дерево решений» представляет собой законченную форму, просчитывается каждая ветвь дерева с учетом вероятности исходов.

Выбирается конечный наиболее желательный исход. Когда параллельное ре­шение является неэффективным, его зачеркивают и так до самой критической точки.

Для метода «мозгового штурма» характерна коллективная генерация идей и творческое решение проблемы. «Мозговая атака» представляет собой свободный, не структурированных процесс генерации любых идей, включая самые невероятные.

При этом решаются 2 задачи.

1) генерация новых идей;

2) анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно образуются 2 группы:

1) группа генераторов идей;

2) группа аналитиков.

При проведении экспертизы должны выполнятся следующие правила:

1) любые критические высказывания для оценки ценности идей недопустимы;

2) должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;

3) необходимо «свободное парение мысли».

Чем необычней идея, тем лучше. Идеи должны подхватываться, развивать­ся, комбинироваться, результатом должна быть лавина идей.

В завершении «мозгового штурма» проводится анализ, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz