экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

АУТСОРСИНГ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ягунов А. Е. 

В настоящее время Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Наряду с возрастающей упорядоченностью и предсказуемостью вхождения в рыночную экономику все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных компаний, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке.

Чтобы успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, ком­паниям приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операци­онных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.

Од­ной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг. Осознавая, что экономически невыгодно, да и просто невозможно делать все одинаково хорошо, все больше фирм используют преиму­щества производственной специализаци, а сторонним поставщикам ус­луг передается все больше обязанностей — от расчета заработной платы до автоматизации сбыта.

По мнению специалистов, общими словами смысл аутсорсинга мож­но свести к следующему: «сосредоточьте все ресурсы на том виде дея­тельности, который является основным для Вашей компании, и передайте остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру». Другими словам, это практика, помо­гающая компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспо­собляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска.

В настоящее время различают три вида аутсорсинга: производствен­ный, информационных технологий и бизнес-процессов.

Производствен­ный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сто­ронней компании. С нашей точки зрения, производственный аутсорсинг позволяет компании:

·        во-первых, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества;

·        во-вторых, увеличить гибкость производства - ведь на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверси­фицировать выпускаемую продукцию,

·        и, наконец, вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой.

Следующим видом является аутсорсинг бизнес-процессов, вклю­чающий передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными. Из их числа на аутсор­синг могут быть переданы: управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. Сейчас аутсорсинг бизнес-процессов, несмотря на свое быстрое развитие, еще не очень распространен. Компа­нии боятся потерять контроль, избегают доверять посторонним коммер­ческие тайны, многие из них не склонны к переменам. Кроме того, лишь немногие знакомы с принципами аутсорсинга бизнес-процессов.

Аутсорсинг информационных технологий (IТ-аутсорсинг) - это пе­редача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно:

·        обслуживание сетевой инфраструктуры;

·        проектирование и планирование автоматизиро­ванных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопро­вождением, системная интеграция;

·        размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;

·        управление информацион­ными системами;

·        приобретение в лизинг компьютерного оборудования.

Активное развитие IT-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий компаниям сложно само­стоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевре­менно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов.

К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, осуществляет выполнение порученных ему функций дешев­ле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов.

Еще одним позитивным следст­вием специализации является повышение качества и надежности выпол­нения переданных на аутсорсинг функций, так как при решении сходных задач компании-аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут исполь­зовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Аутсорсинг дает также возможность привлечь сотрудников заказчика, обслуживавших ранее выполнение делегированной аутсорсеру функции, которые хорошо знают специфику своей компании.

Однако аутсорсинг, наряду с целым рядом преимуществ, таит в себе и определенные опасности. Как таковых отрицательных моментов у аут­сорсинга не существует. Единственным ограничением является экономи­ческая выгода его использования, в частности, есть немало случаев, когда передача тех или иных функций во внешнее управление попросту нецелесообразна.

Поэтому необходимо тщательно взвесить все «за» и «про­тив», перед тем как перейти на полный или частичный аутсорсинг.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА

НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

В России аутсорсинг пока еще не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, еще не вычленили этот бизнес в отдельное на­правление. Но, тем не менее, тенденция увеличения спроса на аутсорсинг в России схожа с мировой.

Постепенно приходит понимание, что аутсор­синг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его ус­пешного внедрения.

Однако широкому использованию аутсорсинга мешает целый ряд факторов. Так, в России пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства.

Использование аутсорсинга информационных технологий крупными рос­сийскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT-аутсорсинг может быть осуществлен только во вновь создаваемых банками филиалах.

Кроме того, российские компании, как, впрочем, и зарубежные, опасаются доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией.

Однако в России такое недоверие к аутсорсингу усугуб­ляется неразвитостью рынка и не проработанностью законодательной базы. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уве­ренными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причем уклонению от их выполнения также способ­ствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обя­зательств в России.

В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.

Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях. 

Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрывают отдельные производства, за счет чего получают возможность развития приоритетных направлений. При наличии конкурентной среды именно этот фактор является решающим при принятии решения об аутсорсинге.

В России на данном этапе процесс перехода на аутсорсинг сдерживается преобладающей политикой поддержания компаниями своих непрофильных производств и тесно связанной с этим неинформированностью конкурентного рынка поставок заготовок, комплектующих и услуг.           

Переход к аутсорсингу в России все еще чреват большими проблемами, так как для некоторых российских компаний-поставщиков пока характерны срывы сроков поставок, низкое качество продукции. В нашей стране мало компаний, специализированных на одном бизнес-процессе.       

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно.

В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения    конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.

Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своем еще слишком малы, чтобы достойно конкурировать        на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм.   

Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику:         неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений.

Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг, позволяет предположить бурный его рост в России уже в ближайшее время.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz