экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

 

ОЦЕНКА УЧАСТНИКОВ КАНАЛА СБЫТА

ПО ВЗВЕШЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

 

Сальников Олег Вячеславович

    

Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Эффективное управление каналами сбыта» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru

 

Данный метод применяется при выборе партнёра по каналу сбыта, если фирма ещё не имеет опыта работы с ними, либо намерена сокра­тить количество существующих участников канала. При этом, настоящий метод можно применять и для оценки других объек­тов, например регионов.

Метод опирается на оценку партнёров по заранее сформулиро­ванным критериям. Критериев не должно быть слишком много. Самое оптимальное число от 5 до 10, но самых важных. Меньшее или большее количество критериев на­чинает искажать результат.

После определения критериев проводится оценка тестируемого партнёра по ним. Для этого напротив каждого критерия ставится цифра от 1 до 10 в зависимости от того, насколько, по мнению фирмы, соответству­ет тестируемый партнёр критерию. Таким образом заполняется таблица со столбиком цифр (табл. 1). Если суммировать все занесённые в таблицу числа, то получится не­кая величина (сумма), которая показывает степень соответствия партнера «идеальному образу».  Подразумевается, что «идеальный партнёр» соответ­ствует каждому критерию на 10 баллов, следовательно, сумма всех баллов равна произведению количества критериев на 10.

 

Таблица  1. Оценка партнёра одним экспертом

 

Критерий

Балл

Критерий 1

M

Критерии N

N

Сумма баллов

M+N

 

Так как «идеальный образ» на практике недостижим, то фирма лишь проверяет, кто из партнёров наиболее близок к идеалу. Для этого проводится оценка всех тестируемых по указанным кри­териям, а затем сравниваются суммарные значения, соответству­ющие каждому из партнёров (табл. 2).

 

Таблица  2. Пример сводной таблицы оценки партнеров экспертом

 

Критерий

 

Баллы

Партнер 1

Партнер 2

Партнер 3

Партнер 4

Критерий 1

M1

M2

M3

M4

Критерии N

N1

N2

N3

N4

Сумма

баллов

M1+N1

M2+N2

M3+N3

M4+N4

 

Имея результаты тестирования, фирма может более взвешенно по­дойти к выбору участников канала сбыта. Например, если планируется сокра­тить их количество, то следует прекратить сотрудничать с теми посредниками, которые набрали наименьшие баллы.

Бывают ситуации, когда суммы баллов у двух или нескольких партнёров равны, а компания стоит перед выбором, кого из них оставить. В этом случае из перечня критериев убирается наименее значимый и снова сравниваются суммы баллов по оставшимся критериям. Если результаты опять равные, то опять убирается наименее значимый критерий и суммы баллов сравниваются до тех пор, пока не опреде­лится лидер.

Если же методом исключения наименее важных критериев ли­дера определить не удается, то в этом случае, наоборот, добавляют еще один принципиальный критерий (например, желание партнера работать на особых условиях) и партнеров оценивают уже с учетом добавленного критерия.

Особенность этого метода в том, что оценка всех тестируемых должна проводиться одним и тем же человеком, по одним и тем же критериям. Абсолютно не допустимо, когда перво­го партнёра оценивает один менеджер, второго — другой и т. д.

Точ­ность метода повышается в том случае, когда оценка проводится группой экспертов. Оптимальное количество — 5-7 профессионалов.

В случае оценки группой экспертов процедура принятия решения выглядит сле­дующим образом. Сначала в процессе обсуждения определяются критерии, по которым будет проводиться оценка. Затем каждый эксперт (не в процессе обсуждения, а выражая исключи­тельно собственное мнение) оценивает партнёра. Мнения всех экспертов заносятся в общую таблицу.

Для того чтобы получить экспертный балл по каждому критерию, необходимо найти среднее арифметическое всех баллов присвоенных всеми экспертами определенному крите­рию. Сумма всех среднеарифметических и даст пока­затель соответствия оцениваемого партнёра «идеальному образу».

По тем же критериям и в том же составе экспертов проводится оценка остальных партнеров, а результаты сводятся в общую таблицу.

Оценка группы экспертов уменьшает вероятность ошибки в при­нятии решения по сравнению с единоличной оценкой одного экс­перта.

Чтобы повысить точность оценки участников канала сбыта на соответствие критериям, каждому из критериев можно присвоить вес в зависимости от значимости этого критерия. В этом случае суммируются не баллы, присвоенные каждому из партнёров, а произведе­ния, т. е. вес умножается на присвоенный балл.

 

назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz