Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СНГ
Андрианов
В.
Интеграционные
процессы на постсоветском пространстве
Советский Союз, задолго до создания
Европейского союза (ЕС), отвечал критериям
регионального интеграционного
объединения. В бывшем СССР существовали:
зона свободной торговли; таможенный союз;
единое экономическое пространство с
четырьмя степенями свободы (движение
товаров, капитала, услуг и рабочей силы).
Кроме того, фактически были единые рынки,
наднациональные органы управления,
макроэкономическая, внешнеэкономическая,
налоговая, социально-экономическая
политика, валюта.
Но
разрушение Советского Союза, дезинтеграция
республик, входивших в его состав, совпали
по времени с завершающим этапом
европейской интеграции - заключением
валютного союза. Сразу после распада СССР и
создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран
подписали между собой двусторонние
соглашения о свободной торговле, которые
провозгласили де-юро на всем пространстве
СНГ зону свободной торговли с минимальными
изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны
многосторонние соглашения, которые в
случае выполнения намеченных в них мер,
могли привести к созданию на территории
всех стран - членов СНГ Таможенного союза.
Экономическое
сотрудничество с входящими в Содружество
Независимых Государств странами
развивалось неоднозначно. На динамику
торгово-экономического сотрудничества
негативное влияние на первых этапах
интеграции (1991-1994 г.г.) оказали различия в
стартовых условиях и содержании проводимых
этими государствами экономических реформ.
В
этот период в странах СНГ преобладали
собственные национальные интересы,
приведшие к существенному ослаблению
внешнеэкономических связей, их
значительной переориентации на страны
дальнего зарубежья. В результате при
сокращении в этот период суммарного ВВП
стран СНГ почти в два раза товарооборот
России с этими государствами уменьшился
более чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным
Государственного таможенного комитета
России) 24,4 млрд. долл.
Предпринятые
в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по развитию
интеграционных процессов, связанные с
началом формирования более свободных
режимов торговли стран СНГ, позволили
обеспечить некоторую стабилизацию
экономических отношений этих государств.
Товарооборот
России со странами СНГ в 1997 г. составил 30,9
млрд. долл., или вырос по сравнению с 1994 г. на
26,6%. Однако сложившаяся в 1998 г. ситуация на
финансовых рынках сказалась и на развитии
отношений со странами СНГ, взаимная
торговля с которыми сократилась в 1999 г. до 19
млрд. долл., или на 38% к уровню 1997 г.
На
дальнейшем развитии сотрудничества России
со странами СНГ в 2000-2002 г.г.
преимущественное влияние оказала
благоприятная конъюнктура мирового рынка,
особенно энергетического. Последовавший в
2000 г. значительный рост товарооборота с
этими государствами до 25,4 млрд. долл. (почти
на 34%) сменился в дальнейшем его
стабилизацией примерно на том же уровне.
Товарооборот России со странами СНГ в 2004 г.
составил 46,1 млрд. долл., в том числе экспорт -
29,4 млрд. долл. и импорт - 17,7 млрд. долл.
Положительное сальдо России в торговле со
странами СНГ достигло 11,6 млрд. долл., или
возросло по сравнению с 2001 г. в 1,6 раза.
Однако,
заполнив образовавшийся вакуум на
постсоветском пространстве и достаточно
успешно решив задачу "цивилизованного
развода" бывших советских республик, СНГ
так и не смогло стать эффективно
действующим региональным интеграционным
объединением. В экономической сфере дальше
режима свободной торговли с изъятиями и
ограничениями продвинуться не удалось. В
настоящее время СНГ, несмотря на ряд
попыток его реформирования, по-прежнему
представляет собой виртуальное
интеграционное объединение со сложной,
плохо управляемой бюрократической
структурой.
Таможенный
союз - Евразийское экономическое
сообщество (ЕврАзЭС)
В
середине 1990-х гг. была предпринята попытка
придать новый импульс интеграционным
процессам на постсоветском пространстве. В
1995 г. было заключено соглашение о
Таможенном союзе России, Белоруссии,
Казахстана и Киргизии. Данное
интеграционное объединение
просуществовало недолго и в 2000 г. было
преобразовано в Евразийское экономическое
сообщество (ЕврАзЭС).
При
подготовке пакета документов о его
создании были обозначены этапы и конечная
цель: Таможенный союз и Единое
экономическое пространство.
Предусматривалась возможность принятия
принципиальных решений голосованием, где
каждая страна, в зависимости от
экономического потенциала, имела
определенный процент голосов. Однако не
были зафиксированы и четко прописаны
возможности создания соответствующих
институциональных органов международной
организации.
В
результате если еще на первоначальном
этапе работы над созданием Таможенного
союза (к концу 1995 г.) были унифицированы
ставки таможенного тарифа практически на
100%, то в последние годы уровень унификации
составляет 56-60%. Главная причина снижения
уровня унификации в том, что все решения по
изменению ставок таможенного тарифа
принимаются национальными органами стран-участниц,
а не единым наднациональным органом. Тем не
менее, ЕврАзЭС - перспективная региональная
организация, построенная с учетом
основных принципов Евросюза, которая имеет
четкие экономические цели и действенную
институциональную структуру. Именно в
ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной
торговли без изъятий и ограничений.
Товарооборот
России со странами ЕврАзЭС составил в 2004 г.
26,5 млрд. долл., увеличившись за пять лет
более чем в 2,5 раза. Сегодня Евразийское
экономическое сообщество наполняется
реальным экономическим содержанием.
Реализуются многосторонние проекты, прежде
всего в ключевых секторах экономики -
энергетике и транспорте. В соответствии с
документом "Приоритетные направления
развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие
годы" предстоит завершить до конца 2006 г.
подготовку к формированию Таможенного
союза. В долгосрочной перспективе возможно
образование и валютного союза.
Предпосылки
создания Единого экономического
пространства (ЕЭП) как организации
региональной интеграции
Цели
создания Единого экономического
пространства, как и круг основных его
участников во многом совпадают с целями
создания ЕврАзЭС. Почему объединить
экономики решили именно Россия, Украина,
Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На
долю этих государств приходится около 95%
общего экономического потенциала стран СНГ.
При этом доля России составляет 82%
совокупного ВВП, 78 - промышленной продукции,
79% инвестиций в основной капитал. Эти
страны располагают наиболее развитым
научно-техническим, промышленным,
финансовым и кадровым потенциалом, полная и
эффективная реализация которого требует
более емкого рынка, в них проживает 215 млн.
человек и они располагают огромными
природными ресурсами, практически
полностью обеспечивающими свои основные
потребности.
Немаловажным
фактором является наличие значительной
части русскоязычного населения и пока еще
сохраняющиеся кооперационные связи между
предприятиями, входившими ранее в единый
экономический комплекс Советского Союза.
Одним
из мотивов создания Единого экономического
пространства была попытка привлечь к более
динамичным процессам интеграции Украину,
которая не является членом ЕврАзЭС.
Основные
этапы формирования ЕЭП
Началом
этой работы стало Заявление президентов
Белоруссии, Казахстана, Российской
Федерации, Украины от 23 февраля 2003 г. В нем
была выражена готовность сторон начать
переговоры по мерам, необходимым для
формирования Единого экономического
пространства. Конечная цель -
провозглашение создания Организации
региональной интеграции. Для реализации
договоренностей стороны учредили Группу
высокого уровня и утвердили ее мандат. Ее
возглавили представители правительств
государств на уровне вице-премьеров.
В
своей деятельности Группа высокого уровня
опирается на семь рабочих групп, которые
были созданы из представителей органов
государственного управления государств-участников
для подготовки проектов международных
договоров и иных документов ЕЭП и для
проведения переговоров.
В
целях технического обеспечения разработки
проектов документов была образована
экспертно-организационная группа ЕЭП (Орггруппа
ЕЭП) при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В
достаточно короткие сроки сторонам удалось
подготовить многостороннее Соглашение о
формировании Единого экономического
пространства, Концепцию формирования
Единого экономического пространства,
которые были подписаны главами государств
19 сентября 2003 г. в г. Ялте. К Соглашению о
формировании Единого экономического
пространства была сделана оговорка со
стороны Украины, согласно которой
республика будет принимать участие в его
функционировании в пределах,
соответствующих ее конституции.
В
апреле - мае 2004 г. указанные документы почти
синхронно были ратифицированы
парламентами стран - участниц ЕЭП.
Соглашение
и концепция, которая является его
неотъемлемой частью - теоретически и
практически выверенная модель интеграции.
В принятом соглашении, в частности, "под
Единым экономическим пространством
стороны понимают экономическое
пространство, объединяющее таможенные
территории сторон, на котором
функционируют механизмы регулирования
экономик, основанные на единых принципах,
обеспечивающих свободное движение товаров,
услуг, капитала и рабочей силы, и проводится
единая внешнеторговая и согласованная в
той мере и том объеме, в каких это
необходимо для облегчения равноправной
конкуренции и поддержания макроэкономической
стабильности, налоговая, денежно-кредитная
и валютно-финансовая политика".
В
процессе формирования ЕЭП заложен принцип
разноуровневой, разноскоростной
интеграции. В итоге государства - члены ЕЭП
вправе самостоятельно определять скорость
своего интеграционного движения, но не
могут блокировать продвижение других
партнеров.
В
соглашении зафиксировано, что формирование
ЕЭП требует создания координирующих, т. е.
наднациональных органов, которые будут
организовываться по мере необходимости.
Принципиальные решения в этих органах
будут приниматься с учетом экономического
веса государств.
В
мае 2004 г. главы государств ЕЭП подписали
документ под названием Комплекс мер по
формированию ЕЭП, который состоит из 22
разделов и охватывает в общей сложности 116
различных мероприятий по унификации
законодательных актов. Данный документ
определяет, какие шаги и в какой
последовательности нужно принимать для
формирования единого экономического
пространства.
На
базе комплекса мер был разработан перечень
из 85 основных международно-правовых
документов по формированию ЕЭП и
определены исполнители научно-исследовательских
работ по подготовке указанных документов. В
настоящее время перечень содержит 93
наименования проектов международно-правовых
и иных документов.
На
саммите в Астане 15 сентября 2004 г.
руководители государств-участников
соглашения утвердили перечень из 29
международно-правовых и иных документов,
подлежащих согласованию и подписанию в
первоочередном порядке (до 1 июля 2005 г.)
Работа исполнителей-разработчиков сторон
по подготовке 88 из 91 международно-правовых
документов, в том числе по 29 первоочередным,
была завершена к апрелю 2005 г.
Представленные документы соответствуют
требованиям, определенным техническими
заданиями, и рекомендованы для
переговорного процесса.
На
саммите в Казани 27 августа 2005 г. было
принято заявление глав государств,
участвующих в формировании ЕЭП, в котором
утверждены 15 соглашений, направленных на
углубление интеграционных процессов. Их
подписание в совокупности с пакетом из 29
документов, утвержденным 15 сентября 2004 г.,
обеспечит с учетом норм и правил ВТО
формирование общего таможенного тарифа,
определение единых правил конкурентной
политики и субсидирования, унификацию мер
нетарифного регулирования и торговых
режимов по отношению к третьим странам,
упрощение порядка таможенного оформления и
таможенного контроля на внутренних
таможенных границах с последующей их
отменой.
Главы
государств поручили членам Группы высокого
уровня до 1 декабря 2005 г и до 1 марта 2006 г.
доложить о готовности к подписанию второго
пакета из 15 документов. С таким алгоритмом
работы согласились главы государств
Белоруссии, Казахстана и России. Украинская
сторона заявила, что она определит
этапность своего участия исходя из
принципа разноуровневой и разноскоростной
интеграции с учетом норм и правил ВТО. По
всей видимости, указанные документы будут
подписаны в трехстороннем формате, без
участия Украины. Кроме того, Группе
высокого уровня было поручено подготовить
проект единого кодифицированного
международно-правового документа по
формированию ЕЭП. Стороны завершают
подготовку 29 документов, подлежащих
согласованию и подписанию в первоочередном
порядке, и после этого планируют приступить
к выполнению внутригосударственных
процедур, необходимых для принятия решения
об их подписании.
Основные
принципы и преимущества создания ЕЭП
К
основополагающим принципам Соглашения о
формировании ЕЭП можно отнести следующие:
политический союз не предусматривается;
правовая база на основе норм и правил ВТО;
использование интеграционного опыта
Европейского союза; поэтапная интеграция;
разноскоростной и разноуровневой подходы;
возможность присоединения к соглашению для
других стран. Такое соглашение
предусматривает гармонизацию
макроэкономической политики в следующих
областях: налогообложение и фискальная
политика; обменные курсы; процентные ставки;
единые правила валютного регулирования.
Создание
единого рынка предполагает полностью
свободное движение товаров, капитала,
рабочей силы и услуг, которое
обеспечивается за счет создания
благоприятных равных условий для
инвестиций, проведения единой конкурентной
политики, установления общих правил в
области регулирования деятельности
естественных монополий, унификации
практики предоставления субсидий, отказа
от антидемпинговых и иных защитных мер,
гармонизации технических и регулирующих
стандартов и регламентов и иных нетарифных
барьеров, упрощения трудовой миграции.
В
соглашении зафиксировано положение,
касающееся создания координирующих, т. е.
наднациональных органов, по мере
необходимости их учреждении. В частности,
планируется создать Секретариат глав
государств, где предусматривается принятие
решений на основе консенсуса.
Наднациональным органом должна стать
единая регулирующая межгосударственная
независимая Комиссия по торговле и тарифам,
в которой решения будут приниматься с
учетом экономического веса государств.
Указанные
особенности формирования ЕЭП предполагают
уровень экономической и торговой
интеграции более высокий, чем в других
сравнительно успешных региональных
торговых объединениях, таких как НАФТА.
Очевидны
и выигрыши от формирования Единого
экономического пространства для бизнес-сообщества.
Прежде всего, это улучшение условий работы
на рынках стран-участниц. Снижаются риски
ведения бизнеса в силу появления
международных правовых гарантий. Создаются
правовые условия для процессов укрупнения
деловых структур в ходе слияний и
поглощений.
Важно
подчеркнуть, что разработка правовой базы
ЕЭП осуществляется на основе норм и правил
ВТО и опыта интеграции Европейского союза,
что в перспективе делает совместимым
Единое экономическое пространство России,
Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим
европейским экономическим пространством (ОЕЭП).
Основные
проблемы формирования ЕЭП
Одной
из основных проблем остается особая
позиция Украины по ключевым вопросам
интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая
элита Украины до сих пор сомневается,
совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором
страны". Для Украины преимущества
евроинтеграции очевидны. Взятый курс на
форсированное вступление в европейские
политические и экономические структуры
вряд ли может быть принципиально
скорректирован в ближайшие годы. Украина
сегодня имеет более тесные связи с
Европейским союзом, чем со странами СНГ и
более активно развивает с ним торгово-экономические
связи. Кроме объективных факторов,
определяющих европейский выбор Украины,
действует и ряд сильных субъективных факторов,
этнопсихологического характера.
При
разработке документов ЕЭП изначально
Украина выступала за создание только зоны
свободной торговли без изъятий и
ограничений, полагая, что достичь этого
можно без унификации правовой базы, в том
числе во внешнеэкономической сфере, сфере
регулирования инвестиций, конкурентной
политики и субсидирования, защиты
интеллектуальной собственности и др.
Поэтому ряд документов, которые
подписывали страны-участницы имели
оговорки с украинской стороны. Это касается,
прежде всего, Соглашения о формировании
единого экономического пространства и
подписания двух пакетов документов из 15 и 29
соглашений, утвержденных президентами
стран-участниц и направленных на
углубление интеграционных процессов по
формированию ЕЭП.
Серьезной
проблемой остается координация позиций
стран ЕЭП по условиям вступления в ВТО.
Переговоры о вступлении являются
приоритетными для всех стран-участниц
проекта. Эти страны испытывают давление в
вопросе расширенного доступа к рынкам,
прежде всего энергоресурсов, сельскохозяйственной
и промышленной продукции, как условия
одобрения вступления в организацию со
стороны других членов.
Самостоятельное
вступление одного из государств ЕЭП будет
означать закрепление (связывание) режима
внешней торговли. Другие государства останутся
свободными отданных обязательств.
Наибольшую
озабоченность также вызывает позиция
Украины, которая форсирует вступление в ВТО,
за счет уступок, которые могут иметь
непредсказуемые последствия.
Правительство Украины планирует до конца
текущего года стать членом ВТО. Ее активно
поддерживают США, ЕС и другие страны.
Однако
условия, на которых Украина может стать
членом ВТО, вынудят Россию, а возможно и
Белоруссию защищать свои рынки путем
введения таможенных ограничений, что
соответственно ставит под вопрос идею
Украины о создании в рамках ЕЭП зоны
свободной торговли без изъятий и
ограничений.
Примерно
такая же проблема возникает в связи с
присоединением России к Киотскому
протоколу, который вступил в силу в феврале
2005 г. Этот протокол означает принятие
Россией обязательств в вопросах
согласования сокращения выбросов
углекислого газа с целью приведения их к
уровню, который должен быть ниже
зафиксированного в 1990 г. Таким образом,
международные аспекты формирования ЕЭП
могут оказать заметное влияние на ход всего
переговорного процесса.
Современные
тенденции в интеграционных процессах на
постсоветском пространстве позволяют
сделать ряд выводов. Тесная экономическая
интеграция со странами СНГ по-прежнему
отвечает стратегическим интересам России.
Однако она должна носить более активный и
прагматичный характер. При реорганизации
СНГ надо сохранить его как "политическую
площадку" для обсуждения вопросов
взаимодействия в борьбе с терроризмом и
экстремизмом, безопасности, взаимодействия
правоохранительных органов, гуманитарного
и культурного сотрудничества. В этой связи
радикальная экономическая реформа СНГ
нецелесообразна, поскольку за последние
годы были созданы новые интеграционные
объединения, которые в отличие от
Содружества Независимых Государств имеют
четкие цели, задачи и механизмы их
реализации. Речь идет о ЕврАзЭС, ЕЭП,
Организации договора о коллективной
безопасности (ОДКБ).
Необходимо
сосредоточить усилия на всемерном
укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана
зона свободной торговли без изъятий и
ограничений, реализуются многосторонние
проекты, прежде всего в ключевых секторах
экономики - энергетике и транспорте. До
конца 2006 г. предстоит завершить подготовку
к формированию Таможенного союза. В
долгосрочной перспективе возможно образование
и валютного союза. Вопросы военно-политического
характера полностью относятся к
Организации договора о коллективной
безопасности.
Импульс
интеграционным процессам и активизации
торгово-экономического сотрудничества в
странах СНГ может дать реализация идеи
создания Единого экономического
пространства России, Украины, Белоруссии и
Казахстана. Чтобы создать такое
пространство, надо сблизить хозяйственное,
внешнеторговое и таможенное
законодательство, механизмы
ценообразования и налогообложения.
Состыковать принципы приватизации и
валютного регулирования. Унифицировать
стандарты производства товаров и услуг,
взаимно признать сертификаты их качества.
Важно также иметь сопоставимые уровни
инфляции и дефицита государственных
бюджетов, внешних долгов и ставок
рефинансирования, а также схожую
социальную политику.
Если
в рамках формирования Единого
экономического пространства приступить к
реализации механизмов, обеспечивающих
свободу передвижения товаров, капитала,
услуг и рабочей силы, то это позволит
многократно увеличить объем торгово-экономических
отношений и создать условия для более
эффективного использования инвестиций в
экономику стран-участниц. Следует
подчеркнуть, что создание такого
пространства не противоречит, а наоборот,
наполняет реальным содержанием политику
России по отношению к Европейскому союзу.
Россия
четко обозначила европейский вектор своей
политики в направлении формирования с ЕС
"четырех общих пространств", в том
числе и экономического. В соответствии с
концепцией, одобренной на римском саммите
России - ЕС в 2003 г., Общее европейское
экономическое пространство (ОЕЭП) России и
Евросоюза призвано содействовать:
сближению правовых и экономических систем;
углублению инвестиционного
взаимодействия; дальнейшему продвижению
энергодиалога; решению вопросов
сопряженности транспортных сетей;
реализации крупных проектов, имеющих
общеевропейское значение; развитию
сотрудничества в инновационной и научно-технических
областях.
В
таком же формате могла бы готовиться к
вхождению в Евросоюз и Украина, извлекая
при этом двойную выгоду. Во-первых,
пользоваться доступом к рынкам партнеров
по Единому экономическому пространству и
одновременно готовить для этого свою
институциональную базу. К сожалению, проект
Единого экономического пространства
оказался для Украины чрезмерно
политизированным. Однако шансы на принятие
прагматичного решения еще остаются.
Вероятен
и другой сценарий. Украина отказывается
продолжить работу по формированию Единого
экономического пространства или не
соглашается идти в этих рамках дальше зоны
свободной торговли и начинает процесс
ускоренной подготовки к вступлению в
Евросоюз. В этом случае вступает в силу
сценарий разноскоростной интеграции.
Единое экономическое пространство может
реализовываться в формате трех стран с
последующим возможным соединением с
ЕврАзЭС на правовой базе ЕЭП. Осуществление
такого проекта потребует большого объема
работы по решению правовых,
институциональных, технических,
организационных и процедурных вопросов в
ряде взаимосвязанных отраслей. Ключевое
значение имеет правильная
последовательность шагов, особенно с
учетом предлагаемых сжатых временных рамок.
Очевидно,
что в обеспечении прочности и устойчивости
создаваемой интеграционной конструкции на
Россию ложится не только значительная доля
ответственности, но и неизбежные, особенно
на первом этапе, дополнительные расходы.
При этом следует иметь в виду, что интеграция
- это, прежде всего, процесс оптимизации
существующей экономической инфраструктуры
объединяющихся государств и увеличение
совокупного их ресурса, что повышает
устойчивость и динамизм общей
экономической системы.
назад
|