Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ В ПРЕДДВЕРИИ ВСТУПЛЕНИЯ
В ВТО
Тютюшкина
Гельнур Самигулловна
В
условиях динамичного развития российской
экономики, протекающего на фоне
широкомасштабных общемировых
интеграционных процессов, в которых
отечественные предприятия вынуждены уже
сегодня вести конкурентную борьбу на рынке
не только между собой, но и с западными
производителями, неизбежной составляющей
деятельности экономических субъектов
становится ведение активной инновационной
деятельности.
Актуальна
эта задача и для отечественных предприятий
легкой промышленности, для которых
вступление России в ВТО должно послужить
особым стимулом к инновационным
преобразованиям с учетом всех факторов как
положительного, так и отрицательного
характера, связанных с данным
интеграционным процессом.
При
этом, выбирая путь инновационного развития,
необходимо учитывать, что сегодня сфера
существования на рынке предприятий легкой
промышленности связана с целой группой
макроэкономических и отраслевых факторов
риска, в том числе продуцированных, и
перспективами постепенного вступления
России в единое мировое экономическое
пространство, в условиях которого
предприятиям этой сферы придется
осуществлять свою деятельность и в
дальнейшем. И от того, насколько выбранная
стратегия развития будет адекватна
открывающимся перспективам, будет зависеть
не только успешность реализации
инновационного проекта развития
конкретного предприятия, но и
жизнеспособность отрасли в целом.
Несмотря
на то, что во всем мире именно рост
производства продукции легкой
промышленности (вслед за развитием пищевой
отрасли) свидетельствует об успешном
переходе от посткризисной стадии развития
экономики к динамичному росту, в настоящее
время, в преддверии вступления в ВТО, более
характерным явлением для российской
действительности является сокращение и
ликвидация отечественных предприятий
легкой промышленности, чем их профильная
модернизация или развитие. Такое положение
связано как с особенностями
государственной политики в отношении
отрасли, которая характеризуется сегодня
состоянием неопределенности в выборе путей
развития, так и со сложившимися традициями
работы предприятий данной сферы, для
которых устоявшейся проблемой является
слабое применение принципов активного
функционирования в рыночной среде.
В
результате на сегодняшний момент
деятельность предприятий легкой
промышленности связана с целой
совокупностью рисков фундаментального и
генетического характера. Предприятия
должны учитывать их при разработке
концепции инновационного развития в
современных условиях, успешно существовать
в которых можно за счет выбора адекватной
стратегии развития.
Сегодня
возможные пути инновационного развития
отечественных предприятий, осуществляющих
свою деятельность в сфере производства и
реализации продукции легкой
промышленности, сводятся к выбору одной из
общепринятых в мировой практике данной
экономической сферы стратегий
деятельности:
1)
фокусирование на функциях
производственного оператора;
2)
фокусирование на функциях дизайнерско-сбытового
комплекса;
3)
организация комплексного производства и
сбыта;
4)
развитие собственной брендовой торговой
сети.
Таким
образом, у инновационно активных
предприятий легкой промышленности есть
четыре базовых варианта стратегии развития,
в рамках которых осуществляют свою
деятельность предприятия во всем мире.
Озаботившись
задачей выживания и получения желаемого
результата деятельности после вступления
России в ВТО, реализовывать инновационные
разработки они могут в рамках одной из
следующих форм выбранной стратегии
бизнеса:
1)
организация предприятия по принципу
производственного оператора,
ориентированного на формирование прибыли
за счет инноваций в сфере оказания услуг по
выполнению заказов (то есть работающих в
рамках концепции «бизнес для бизнеса»),
2)
организация бизнеса по принципу
самостоятельного дизайнерско-сбытового
комплекса: предприятие сосредоточено на
разработке модельного ряда изделий и
ответственно за их сбыт, при активном
привлечении в качестве технического
исполнителя продукта сторонних
производственных операторов;
3) организация
бизнеса по принципу единого конгломерата
дизайнерско-сбытовой и производственной
структур: деятельность последней
ориентирована на обслуживание собственных
нужд предприятия;
4)
создание собственного торгового дома с
собственной брендовой политикой, чья
деятельность сосредоточена на
самостоятельном выборе дизайнерских марок
и получении прибыли за счет создания
добавочной стоимости товара в системе их
продаж через собственные брендовые сети.
При
этом нужно иметь в виду, что независимо от
выбора той или иной стратегии предприятия
легкой промышленности неизбежно будут
сталкиваться с определенной совокупностью
рисков при осуществлении деятельности,
сущность и значение которых для различных
концепций инновационного развития мы
рассматриваем ниже.
При
существующем выборе концепций
инновационного развития отечественные
предприятия легкой промышленности при
переходе России в пространство ВТО будут
сталкиваться как с общей для всех концепций
развития группой рисков, так и с имеющей
большее или меньшее влияние на
деятельность предприятия в зависимости от
выбранного направления развития.
Совокупно
характеристика стратегий, которые могут
рассматриваться отечественными
предприятиями легкой промышленности с
выделением наиболее критичных рисков как
перспективных вариантов развития в
условиях функционирования в условиях ВТО,
представлена далее.
1) Концепция
инновационного проекта
Организация
производства по принципу
производственного оператора
Организация
единой системы разработки-производства и
распространения товара
Создание
собственного дизайнерско-сбытового
комплекса
Организация
самостоятельной сбытовой сети
2)
Критические
факторы успеха
Высокое
качество исполнения заказа; оперативность;
соответствие требований оборудования
требованиям заказчика (современное
технологическое оборудование и технологии)
Успешная
маркетинговая ориентация дизайнерского
департамента во взаимосвязи со
способностью производственно-сбытовых
сетей удовлетворять потребности по
качеству и оперативности исполнения;
высокий уровень менеджмента на предприятии
в целом
Успешная
маркетинговая ориентация дизайнерского
департамента
Грамотно
выбранная концепция продаж товара; успешно
выбранная система взаимоотношений с
поставщиком товара
3)
Операционные риски
Риск
выпуска продукции, не соответствующей по
качеству требованиям заказчика из-за
отсутствия соответствующей
технологической базы; риск невозможности
принятия заказа в производство из-за
отсутствия требуемой квалификации
персонала
Риск
отсутствия достаточного количества
квалифицированного персонала; риск
отсутствия в производственной системе
предприятия технологических элементов,
позволяющих включать модель в разработку;
риск ошибок в выборе производственного
сырья и фурнитуры
Риск
срыва запуска коллекции в продажу из-за
нарушения обязательств со стороны
производственных операторов, в том числе из-за
перегрузки производственного оператора
Риск
неэффективной организации торговой точки и
выбора месторасположения; риски курсового
колебания валют
4)
Фундаментальные
риски
Риск
неритмичности загрузки производства из-за
высокой зависимости от заказчика; риск
высоких издержек производства; риск потери
рынка в связи с растущей конкуренцией со
стороны азиатских и латиноамериканских
стран
Риск
неокупаемости проекта из-за высокого
уровня постоянных издержек; риск потери
рынка в связи с общемировыми
интеграционными процессами, в том числе
вступлением в ВТО; риск подчинения
деятельности комплекса одной из функций
конгломерата в ущерб выполнения другой
Риски,
связанные с высокой зависимостью спроса от
потребительских предпочтений; риск
неконкурентоспособности из-за роста цен и
пошлин на импортный ценообразующий товар
Риск
ошибки в прогнозировании потребительских
предпочтений; риск выбора неверной целевой
аудитории; риск увеличения издержек на
формирование склада
5)
Основные
достоинства
Отсутствие
необходимости нести риск реализации
конечной продукции; гарантированный доход
от заключенного заказа; отсутствие
ответственности за неверно выбранную
дизайнерскую концепцию
Возможность
максимального извлечения прибыли за счет
формирования добавочной стоимости на всех
стадия создания и реализации продукта
внутри компании; полный контроль над всеми
стадиями создания продукта
Отсутствие
необходимости содержания больших
производственных площадей и
технологического парка оборудования
Отсутствие
затрат на разработку коллекции и
производство и связанных с этим рисков
6)
Основные недостатки
Сдержанный
уровень рентабельности производства (заработок
на технике исполнения, а не на продаже
концепции)
Высокий
уровень постоянных расходов; единоличное
несение всей совокупности рисков;
ограничения технологических решений
Затраты
на формирование прибыли в системе
стороннего производственного оператора
Невозможность
покрыть убыток за счет других видов
деятельности
Таким
образом, в преддверии вступления в ВТО
предприятия легкой промышленности
вынуждены выбирать приемлемые для них
формы инновационной деятельности не только
с учетом фундаментального для данной
отрасли риска изменчивости
потребительского спроса, но и рисков,
связанных со сложившимися тенденциями
развития отрасли в России в настоящее время
в целом, а также рисков, вызванных
усиливающейся конкуренцией в связи с
переходом России к политике активного
участия в мировых интеграционных процессах.
назад
|