экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ

 

Шаяхметов Марат Дамирович

  История развития корпоративной социальной ответственности в России насчиты­вает всего около 5 лет. Еще 6-7 лет назад фраза «корпоративная социальная ответст­венность» вряд ли была бы понята кем-либо в бизнес-сообществе, а практика огра­ничивалась редкими заявлениями о следовании принципам этики и разовой благотворительностью.

Однако в последние годы в связи с наметившейся экономиче­ской и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок назрела необходимость в пересмоте подходов российских компаний к взаимоотношениям и своей ответственности перед обществом. Соответ­ственно, возник интерес компаний, правда, пока только крупных, к выработке про­думанной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии уча­стия в жизни общества. При активном содействии бизнес-ассоциаций, в частности, Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций - CAF, фонда «Евразня», журнала «Эксперт» началось обсуж­дение концепции социальной ответственности применительно к России, стартовала работа по созданию кодекса корпоративной этики, общепризнанных принципов в экологической политике.

 

«Дикая» благотворительность и филантропия «по-советски»

 

В период зарождения «нового» капитализма в России (так называемая фаза «дико­го» капитализма) социальная ответственность бизнеса существовала в основном в ви­де благотворительности, носила случайный характер и во многом зависела от личных пристрастий и интересов руководителей компаний. Поддержку получали те, кто луч­ше всех «выжимали слезу» из новоявленных Мамонтовых и Морозовых. Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный.

«Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответ­ственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы», а сами благотворители предпочитали оставаться неизвестными для сообщества во избежание проблем с проверяющими государственными органами.

Параллельно с этим в стране процветала «филантропия по-советски», основанная на оставшихся в наследство советских представлениях о социальной помощи, и ра­ботающая по принципу «латания дыр» в рухнувшей государственной социальной системе.

Обязательными элементами «филантропии по-советски» являлись:

  ориентация бизнеса на социальные запросы государства (добровольная или принудительная - «благотворительный рэкет»);

  шефство над государственными социальными учреждениями (особенно со сто­роны градообразующих предприятий);

   обеспечение сотрудников компаний и их семей.

При этом от 70 до 90% бюджета, выделяемого компаниями на «социалку», расхо­довались на социальный пакет для работников, а остальная часть уходила на взносы в социальные программы и проекты, инициируемые государством, или на спонтанно возникающие спонсорские проекты.

Традиционный подход компаний во взаимодействии с обществом обычно сочетал в себе и «дикую» благотворительность и «филантропию по-советски». На опреде­ленном этапе развития бизнеса в стране к плюсам традиционного подхода можно было отнести:

  полный контроль над использованием средств;

  оперативность реагирования на прямые запросы;

  налаженные отношения с властными структурами,

В то же время действия компании в социальной сфере при таком подходе никак не связывались в обществе с ее именем, и не работали на укрепление корпоративной культуры, поскольку не воспринимались сотрудниками как долгосрочные.

 

Перемены нового времени

 

Стабилизация социально-экономической ситуации в России, укрепление бизнес-сектора, рост амбиции российских компаний на международной арене стали предпо­сылками для системных изменений в их деятельности.

Характерными тенденциями в российском бизнес сообществе последних лет являются легализация компаний и бо­лее углубленная специализация, выход на международный рынок. Появляются круп­ные производственные градообразующие компании, получающие в придачу к воз­можности заниматься бизнесом все социальные проблемы в регионах присутствия.

Потребность российского бизнеса в получении общественного признания и закре­плении на внутреннем и внешнем рынках является стимулом для изменений в под­ходе компаний к взаимодействию с обществом.

В среде крупных российских корпо­раций начинается широкое обсуждение темы корпоративной социальной ответст­венности, инициаторами которого выступают профессиональные объединения пред­принимателей. В ряде корпораций происходит реструктуризация деятельности и ор­ганов управления в области корпоративной социальной политики. Появляются корпоративные программы, использующие новые социальные технологии.

Ха­рактеристиками новых подходов компаний к развитию социальной сферы являются:

• наличие продуманных приоритетов в корпоративной социальной политике и яс­ного обращения к аудиториям;

• сочетание политики и обращения с продуктом или бизнесом компании:

• конкурсный отбор программ для социальных инвестиции;

• связь корпоративных социальных программ с имиджем и брэндами компании.

 

Особенности корпоративной социальной ответственности в России

 

Прежде всего, хотелось бы отметить, что пока всерьез о политике социальной от­ветственности и стратегии участия в жизни общества задумываются преимущест­венно крупные общенациональные компании и подразделения международных ком­паний. Средний бизнес, за редким исключением, работает «по старинке». В неболь­ших компаниях пока еще не везде задумываются о профессиональном бизнес-планировании, менеджменте, бизнес осуществляется по принципу «как получится». Бизнес рассматривается скорее как способ зарабатывания денег, а не как профессио­нальная деятельность, имеющая свои особенности. Похож подход и к социальным программам, поэтому социальная деятельность в основном сводится к разовой бла­готворительности.

Несмотря на активное продвижение принятых за рубежом принципов социальной ответственности в России, наша страна и содержание российско­го бизнеса накладывают свои особенности на развитие концепции КСО в России. Эти особенности необходимо учитывать как при выработке индивидуальных подхо­дов компаний, так и в разработке единых принципов КСО российского бизнеса. Эти особенности можно разделить на три подгруппы: связанные с историей и географией России; связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управ­ления; связанные с социальной и политической ситуацией в стране.

 

Исторические и географические особенности:

• огромная территория;

• удаленность населенных пунктов друг от друга, особенно в Сибири и на Даль­нем Востоке:

• концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных ре­гионах страны (Сибирь и Север - нефтяная промышленность, газовая, цветная металлургия);

• преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию;

  разваливающая социальная инфраструктура.

 

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления:

• высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения: жители регионов ожидают решения всех социальных проблем от компании, ме­стной и федеральной власти, но в массе своей не готовы прилагать самостоя­тельные усилия для решения общественных проблем;

  традиции трудовых взаимоотношении - жесткая привязка работника к предпри­ятию наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя боль­ница, свой санаторий, свой магазин, свой клуб) при низкой оплате труда, кроме того, последствия многолетней оценки качества работника по его лояльности власти и идеологии, а не по продуктивности работы;

• неадекватное отношение прессы к усилиям компании в поддержке общества: от полного игнорирования до патологических подозрений в корысти.

 

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране:

  высокий уровень бедности в регионах;

• огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях - непонятно, «за что хвататься»;

• отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомании, бездомности, проблемы СПИДа;

• низкий уровень финансирования социальной сферы за счет бюджетных источ­ников и недостаточная квалификация работников муниципалитетов.

Таким образом, российский бизнес, с одной стороны, стремится выработать инди­видуальные и общие подходы к социальной ответственности, внедрить международ­ные принципы прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества. С другой стороны, он вынужден содержать разваливающиеся социальные учреждения на территориях, сохранять большое количество «советских» льгот для персонала, оказывать помощь муниципалитетам в бюджетном планирова­нии, отбиваясь при этом от «благотворительного рэкета» местных властей.

В этой ситуации выходом может являться разработка таких подходов к социальной ответст­венности компаний, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но с другой стороны, предлагали бы формы осуществления политики социальной ответственности с учетом особенностей России.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz