Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЙ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
РОССИИ
Рощин
Николай
Владимирович
Переход
к постиндустриальному рынку в России,
согласно опыту развитых стран, не может не
быть сопряжен с кардинальными структурными
изменениями.
Поэтому
структурная перестройка наряду с
институциональными реформами является
важнейшим направлением происходящей в
России трансформации централизованно
планируемой экономики в социально
эффективное рыночное хозяйство. Эта
перестройка призвана преодолеть
накопившиеся за годы планового
хозяйствования глубокие структурные деформации,
обеспечить создание качественно
обновленной системы производительных сил
[7].
Суть
обновления в том, чтобы структура экономики
была адекватна реальным потребностям
общества, базировалась на современных
прогрессивных технологиях, могла
эффективно функционировать в условиях
рынка и интеграции российской экономики в
мировое хозяйство, содержала встроенные
социальные регуляторы.
Правительство
неоднократно провозглашало начало
серьезной реструктуризации экономики. Но
реальных сдвигов пока нет. И причина не
только в отсутствии инвестиций. Нет четко
обозначенной стратегической концепции
развития экономики и ясности в таких
вопросах, как принципы социально-экономического
устройства и создаваемый тип хозяйства, определение
места страны в международном разделении
труда, поиск источников и факторов
экономическою роста. Следовательно, неясны
цели и задачи структурной перестройки, что
не позволяет сформировать структурную
политику.
Присоединяемся
к мнению Г. Ахинова [1, С.21-35], что в настоящее
время существует явная необходимость
переосмысления не только отдельных путей
дальнейших реформ российской экономики, но
и во многом самого концептуального выбора.
Это объясняется тем, что социальное развитие
пока не включено в целевую функцию реформ,
вследствие чего исполнительная власть
обращает внимание на параметры социального
развития общества лишь в той степени,
насколько это необходимо для поддержания
в стране общественно-политической
стабильности. Поэтому социальное развитие
в лучшем случае пока выступает лишь как
некое ограничение в рамках проводимых
экономических реформ.
Неразработанность
реальной стратегии структурной политики в
первую очередь связана с
неопределенностью в постановке самих целей
структурных преобразований [1, C.21-35].
На наш взгляд, для этого вполне может быть
использован общепринятый в зарубежной
практике подход, связанный с заданием самых
общих качественных желаемых характеристик
макро- и микроструктуры народного
хозяйства.
Рациональность
макроструктуры современного развитого
рыночного хозяйства определяется, как
правило, следующими характеристиками.
·
преобладающая
роль в промышленной структуре
высокотехнологичных отраслей (подотраслей),
максимально адаптированных к
использованию достижений новейшего этапа
научно-технической революции;
·
вымывание
многих традиционных методов производства и
целых подотраслей, замена ряда массовых
ресурсов новыми искусственными
материалами;
·
рациональное
сочетание крупных, средних и малых
промышленные предприятий;
·
формирование
аграрного сектора, полностью отвечающего
современным рыночным стандартам;
·
становление
технически и технологически
преобразованных отраслей сферы услуг на
базе реализации новых систем
информатизации;
·
формирование
инновационной сферы, служащей генератором
авангардных технологий;
·
преобразование
социальной сферы в соответствии с
критериями максимизации общественной
полезности [8].
Соответственно,
будущая микроэкономическая структура
призвана способствовать желаемым
макроструктурным изменениям в условиях
действия полноценных рыночных механизмов.
В
данной связи следует акцентировать
внимание на крайне важной проблеме социальных
последствий постиндустриальной
структурной трансформации.
С
одной стороны, рациональность рыночных
структур в соответствии с требованиями
будущего будет сопряжена с повышением
эффективности использования ограниченных
экономических ресурсов и их высвобождением
на сугубо социальные нужды.
Кроме того, становление
постиндустриального технологического
уклада сопряжено с кардинальным
сокращением использования природных
ресурсов и улучшением окружающей среды.
С
другой стороны, постиндустриальное
преобразование производственной сферы,
особенно в промышленных отраслях, будет
неизбежно связана как с повышением
квалификации персонала, так и с уменьшением
его численности. Уже в среднесрочной
перспективе проблема занятости во многих
промышленных отраслях будет крайне
значимой в социальном плане.
Наряду
со сказанным, следует отметить большое
позитивное влияние решений в области
социальной политики на достижение
национального экономического успеха,
эффективность инвестиций в «человеческий
капитал» как одного из факторов роста
рыночной экономики с формирующейся
постиндустриальной структурой.
Из
сказанного следует, что структурные
преобразования рыночной сферы могут
оказывать и положительное, и отрицательное
влияние на состояние социальных процессов.
Максимизация положительного эффекта и минимизация
отрицательного эффекта становятся
возможными путем целенаправленных
политических действий, что в свою очередь
предполагает расширение спектра ранее
сформулированных целей социального развития
за счет социальных целей структурного
характера:
•
повышение эффективной занятости в отраслях
социальных услуг, в особых видах
предпринимательства, в образовании,
здравоохранении и других областях
социальной сферы,
•
повышение конкурентоспособности среди
производителей социальных услуг и др.
Названный
структуралистский подход к
целепологанию на долгосрочную
перспективу дает возможность достичь
наилучшего согласования многообразных
средств рыночного регулирования и
социальной политики посредством их
ориентации на соответствующие цели
структурного порядка.
Применим
ли рассматриваемый подход к определению
желаемых ориентиров структурных
преобразований к российской экономике при
всем ее своеобразии?
С
учетом аргументов, сформулированных А.В.
Мартыновым [4, с. 94-99; 3, с.23-42] представляется
правомерным перспективную модель структуры
российской экономики базировать на
рассматриваемом подходе, прежде всего
связанном с предположением о повышении
удельного веса в индустриальной структуре
высокотехнологичных отраслей.
Сформулированный
вывод, впрочем, нуждается в существенном
дополнении. Трансформация российской
экономики к современному высокоиндустриальному
типу, как следует из ранее сделанных
выводов, обязательно предполагает
преодоление сложившихся структурных
деформаций, прежде всего в отношении
первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного
сектора. Следовательно, долгосрочные
императивы структурных преобразований
следует дополнить промежуточными целями,
определяющими направления преодоления
структурных деформаций. Только в этом
случае разрабатываемая государственная
экономическая политика приобретет «предметный»
характер, будучи привязанной к
определенным временным срокам.
К
настоящему моменту среди специалистов
сложился определенный консенсус в
отношении самих промежуточных целей
структурной перестройки на ближайшую
перспективу. В их состав, по
общепризнанному мнению, следует включить
цели стабилизации основных секторов народного
хозяйства. Один из возможных вариантов, на
наш взгляд, набора основных
промежуточных целей структурного
реформирования выглядит
таким образом:
•
достижение современных стандартов
ресурсосбережения а первичных отраслях на
принципах комплексного использования
сырья в максимальном приближении к его
источникам, в частности за счет широкомасштабного
производства оборудования на
машиностроительных предприятиях, прежде
всего конверсируемых;
•
завершение конверсии на рыночных принципах
в потенциально конкурентоспособном
секторе бывшего ВПК (в авиационной,
космической, химико-технологической,
медико-биологической промышленности и др.)
и его выхода на внешние рынки;
•
сокращение мощностей в депрессируемых
отраслях и подотраслях (угольной, а также
частично судостроительной, металлургии,
нефтехимии, текстильной промышленности и
др.) и создание конкурентоспособной среды
в отношении оставшихся производителей;
•
достижение современного уровня развития
перерабатывающей сельскохозяйственной
промышленности и сельскохозяйственной
инфраструктуры, в целом реформирование
аграрного сектора на базе современного, отвечающего
рыночным принципам законодательства;
•
техническое переоснащение в соответствии с
современными требованиями подотраслей
магистральной инфраструктуры;
•
завершение создания необходимой
инфраструктуры для эффективного
функционирования малого бизнеса;
•
создание остова инновационной сферы,
адаптированной к современному рынку;
•
обеспечение необходимых стабилизационных
уровней потребления в социальной сфере,
прежде всего в отношении малообеспеченных
групп населения.
Крайне
значимой проблемой структурных
преобразований в обозримой перспективе
останется развитие социальной сферы,
исходя из стандартов уровня жизни,
экологической безопасности и т.д.
Применительно
к российской экономике на первый план, по
мнению ряда специалистов, выдвигаются
следующие цели:
·
обеспечения
необходимых стабилизационных уровней
потребления в социальной сфере, прежде
всего в отношении малообеспеченных групп
населения,
·
преодоления
кризисных последствий природных процессов,
достижение современных,
постиндустриальных экологических
стандартов в рыночной и социальной сферах,
·
повышения
гарантий предоставления социальных услуг,
предполагающее кардинальное сокращение
масштабов бедности [5].
В
конечном счёте, материализация этих целей
должна обеспечить повышение уровня жизни
населения по мере успешной трансформации
экономической системы по направлению к
зрелому социально ориентированному
постиндустриальному рынку.
Вне
всякого сомнения, очень привлекательной
представляется количественная оценка
промежуточных целей структурного
реформирования, прежде всего через
абсолютные или относительные показатели
производственного выпуска по отдельным
секторам. Для этого необходима разработка
долгосрочных целевых прогнозов структуры
народного хозяйства. Непростую задачу
представляет и обоснование реальности
сформулированных целей. Ясно, что они не
могут быть достигнуты за счет сильнодействующих
средств, Одинаково неприемлемыми следует
полагать как огосударствление процесса
структурных преобразований, так и
использование для его ускорения шоковых
рыночных методов, памятуя опыт 1992 года.
Таким
образом, главной целью реформ должно
стать создание социально-структурированного
общества с адекватной экономикой,
качественные характеристики которой
определяются критериями целенаправленных
структурных преобразований общественных
отношений, форм собственности,
инвестирования воспроизводства,
хозяйственной и коммерческой деятельности.
Следовательно, требуются конкретные
концепции, программы и формы
преобразования общества, систем управления,
правового обеспечения процессов
реформирования. При их создании необходимо
учесть культурные традиции народов нашей
страны [6. С.74-81], особенности исторического
пути, пройденного Россией.
В
этом контексте представляется необходимым
изменение существующей модели
макроэкономического регулирования,
придание ей социальной направленности на
основе следующей совокупности принципов
[2, C.8-10]:
1.
Высшая приоритетность социальных целей в
деятельности властных структур.
Формулируемые
Президентом для исполнительной власти
конкретные социальные задачи на ближайшую
и среднесрочную перспективу подлежат в
качестве приоритета первого порядка
законодательному утверждению в
Федеральном Собрании. Роль же
исполнительной власти состоит в
оперативном определении и реализации
надежных и демократических путей и
механизмов достижения поставленных
социальных целей.
Предлагаемый
вариант социального целеполагания
допускает использование разных форм
целеустановок. Таковыми могут быть:
·
четко
количественно определенные перспективные
рубежи социального развития страны (показатели
роста средних доходов граждан, повышения
их образовательного уровня и уровня их
обеспеченности жильем, снижения смертности
и т.п.);
·
целевые доли
бюджетных расходов на решение
соответствующих социальных задач (в
статике или динамике);
·
качественная
формулировка перечня социальных проблем,
подлежащих решению в прогнозируемом (индикативно
планируемом) периоде и др.
2.
Обязательное (основанное на
демократическом обсуждении и законодательном
утверждении) сравнение конкретных
сценариев макроэкономического развития и
выбор наилучшею из них, обеспечивающего
максимальную реализацию поставленных
социальных целей.
Практикуемая
ныне (Минэкономразвития России) модель
разработки прогнозных сценариев, по нашему
мнению, носит сугубо констатирующий
характер, так как социальное целеполагание
в прогнозах фактически отсутствует.
Согласно
предлагаемому подходу, при выборе
альтернативных макро-вариантов необходимо:
·
закладывать и
основу структурирования прогнозируемых
мероприятий социальные задачи,
утвержденные высшими органами власти;
·
исходить из
принципа общего наращивания финансовых
ресурсов, направляемых на реализацию
социальных целей, а также из наиболее приемлемой
пропорции распределения социальных
отчислений между государством,
предпринимателями и гражданами
·
основываться
на предельно детальной проработке резервов
социальной ориентации всех форм
экономической политики (бюджетно-налоговой,
кредитно-денежной, промышленной,
внешнеэкономической и др.).
3.
Законодательная регламентация методов (технологий)
макроэкономического регулирования как
средств реализации выбранного по
социальным критериям сценария
народнохозяйственного развития.
При
реализации данного сценария необходимо
законодательно закрепить:
·
функциональные
сферы участия государства в хозяйственной
жизни, устранив при этом нынешнюю
неопределенность в разграничении задач,
обязанностей и прав между государственным
и коммерческим секторами экономики и
разными уровнями государственной власти;
·
набор
основных инструментов, касающихся
макроэкономического регулирования, а
также структуру и порядок их разработки.
К
ним, по-видимому, следует отнести:
·
президентское
бюджетное послание и пакет бюджетных
документов (включая годовой прогноз);
·
государственную
долгосрочную стратегию социально-экономического
развития страны на 10-15-летний период;
·
среднесрочные
прогнозы социально-экономического
развития страны и планы действий
федерального правительства;
·
федеральные
целевые программы и регламенты поставок
продукции для федеральных нужд;
·
соглашения о
взаимодействии (по решению стратегических
проблем социально-экономического развития)
между правительственными структурами, с
одной стороны, крупными корпорациями,
предпринимательскими объединениями и
профсоюзами, - с другой.
4.
Объективная оценка итогов
народнохозяйственного развития по
социальным критериям.
Реализация
данного принципа возможна в форме
налаживания постоянно действующего
мониторинга соответствия фактически
достигнутых рубежей социального развития
законодательно установленным.
5.
Ответственность властных структур за
реализацию принятых социальных целей
народнохозяйственного развития.
Применительно
к персоналиям из структур исполнительной
власти механизм этой ответственности
призван неотвратимо срабатывать по итогам
оценки, о которой шла речь (и которая должна
ежегодно и властно делаться президентской
властью), - разумеется, в случае
невыполнения установленных социальных
целевых показателей по причине низкого
качества макроэкономического
регулирования.
Реализация
этих принципов должна сопрягаться с
принятием энергичных мер по устранению
существующих диспропорций в экономической
структуре национального хозяйства на
основе мер по мобилизации финансовых
ресурсов (как частных, так и
государственных) на собственно социальные
и на промышленно - инвестиционные цели.
Литература
1.
Ахинов Г.А. Методические аспекты
регулирования социального развития как
фактора экономического роста в процессе
реформирования экономики России // Вестник
Московского университета. Сер. 6, Экономика.
- 1999. - №2.
2.
Винслав Ю.Б. Социальная переориентация
экономических преобразований: макро- и
мезоуровневый аспекты // Российский
экономический журнал. - 2002. - №10.
3.
Мартынов А. Экономическая и социальная
политика: проблема согласования //
Общество и экономика. - 1999. - № 2.
4.
Мартынов А.В. О структурной перестройке
российской экономики // Общество и
экономика. 1996. -№ 11-12.
5.
Микульский К. Социальная политика России
при переходе к рынку. Научные труды ВЭО, т. 2,
М - С-Пб., 1995.
6.
Степин В. Культура и становление
цивилизованного рынка в России // Вопросы
экономики. - 1995. -№7.
7.
Эткало О.А. Проблемы становления социально
ориентированного типа
макропропорциональности в российской
экономике // Проблемы новой политической
экономии. - Кострома, 1999. - №4.
8.Яковец
Ю.В. К новому облику структуры экономики
России. М., 1991.
назад
|