экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

ФАКТОРИНГ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ РИСКА В БИЗНЕСЕ  

Сальников Олег Вячеславович

Современная торговля между коммерческими предприятиями несет элемент риска для одной или обеих сторон, однако эффективная организация и менеджмент предприятий могут ограничить этот риск. Риск может возникнуть если поставщик товара и услуг предоставляет своему покупателю определенный период времени для их оплаты - коммерческий кредит. Часто такой вид риска представляет наибольшую угрозу для удачного функционирования делового предприятия и потребляет чрезмерное количество времени и энергии менеджмента.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности Поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность, то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется Фактором.

К сфере деятельности факторинга традиционно не относятся: долги частных лиц, задолженности, возникающие при кредитных операциях и любые долги, обусловленные дальнейшим исполнением контракта со стороны поставщика или его покупателя.

Многие предприятия, поставляющие товары или предоставляющие услуги, начинают свой бизнес как компании, управляемые своими владельцами. Первые трудности, с которыми сталкиваются вновь созданные концерны, проявляются в недостатке денежных средств в обороте. Эта первая трудность обычно возникает из-за того, что управлению дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уделяется недостаточно внимания.

Наличие денежных средств в обороте - жизненно необходимый фактор для успешного бизнеса, а их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заемные средства.

Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами коммерческого кредита и дает предприятию много других преимуществ. Он может явиться средством обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженностью за фиксированную цену, а также источником финансирования для растущего бизнеса. Таким образом, факторинг связан с обслуживанием дебиторских задолженностей.

Процедура внутренней факторинговой операции представляет собой покупку Фактором дебиторских задолженностей поставщиков, и она является общей для различных типов факторинговых сделок.

 

 

(1) Поставка товара покупателю

(2) Переуступка долга Фактору

(3) Финансирование в размере до 85-90% от суммы поставки

(4) Процедура взимания задолженности

(5) Оплата поставки

(6) Перевод оставшейся части суммы поставки (10-15%), за вычетом комиссий Фактора

При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности Покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к Покупателю, а не к Поставщику. Конечно, Фактор производит проверку и Поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери Фактора.

 

В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему Фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 90 дней) по экспорту. Обычно Фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или нескольких странах экспорта.

Экспортный факторинг включает в себя, как правило, полный набор факторинговых услуг: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара, страхование риска неплатежа, кредит-менеджмент, взимание дебиторской задолженности, информационные услуги и т.д. При этом, обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (Экспорт-факторы) часто действуют совместно с иностранными факторинговыми компаниями, функционирующими в странах импорта (Импорт-факторами). Импорт-факторы помогают Экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторские задолженности и т.д.

Для целей вышеуказанного взаимодействия факторинговые компании из разных стран заключают межфакторные соглашения или вступают в международные факторинговые ассоциации и группы. В конце 50-х - начале 60-х годов уходящего столетия были созданы 3 крупнейшие международные факторинговые группы, без которых трудно представить существование современного международного факторинга: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Одна из этих групп, International Factors Group S.C., охватывающая 28% мирового рынка факторинговых услуг, в настоящее время объединяет 58 факторинговых компаний из 35 стран мира, в том числе и один российский банк - АБ «ИБГ НИКойл», что, несомненно, является признанием профессионализма и надежности этого банка.

Классическая форма международного факторинга предполагает участие четырех сторон: экспортер, Экспорт-фактор, импортер, Импорт-фактор. Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг может быть представлена следующим образом.

(1) Экспортер поставляет товар импортеру. На счетах-фактурах экспортера содержится надпись, уведомляюшая импортера о том, что он должен произвести платеж в пользу Импорт-фактора.

(2) Копии (одни из оригиналов) счета-фактуры и транспортного документа направляются Экспорт-фактору.

(3) Экспорт-фактор оплачивает экспортеру до 85% от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность.

(4) Экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность Импорт-фактору.

(5) Импорт-фактор, как владелец дебиторской задолженности, должен взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны импортера, принять на себя риск неплатежа и заплатить Экспорт-фактору.

(6) Импортер производит оплату Импорт-фактору.

(7) Импорт-фактор переводит платеж Импортера в пользу Экспорт-фактора. или, в случае неплатежа импортера, осуществляет гарантийный платеж.

(8) Экспорт-фактор зачисляет экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки (15%), за вычетом факторинговых комиссий.

Cущественные преимуществом международного факторинга видны из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика.

В некоторых случаях, Экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя Импорт-фактор, что классифицируется как прямой экспортный факторинг. Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер (Экспорт-фактор) географически близки к импортеру, либо при сделках с проверенными покупателями поставщика, которые показали себя как аккуратные плательщики.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz