Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
УЛУЧШЕНИЕ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Кувшинов
В.А.
При
переходе к рыночным отношениям в России
планирование оказалось
практически полузабытым. Кардинальная
смена экономических условий привела к
заметному снижению качества плановой
работы. Грамотные
руководители хорошо знают, что все великие
битвы сначала выигрывают на бумаге — на
плане, а лишь потом в реальной действительности.
Управлять
— значит предвидеть, то есть
прогнозировать, планировать.
Нет и не может быть универсального рецепта
эффективного управления
предприятием, но каждый из них в качестве
основного компонента
содержит финансовое планирование. Именно
оно составляет основу
для правильного принятия управленческих
решений.
Содержанием
стратегии финансового планирования
предприятия является
определение центров его доходов и расходов.
Центр
доходов
предприятия —
это его подразделение, приносящее ему
максимальную прибыль.
Центр
расходов
— это
подразделение хозяйствующего субъекта,
являющееся малорентабельным или вообще
некоммерческим, но играющее важную роль в
общем производственно-торговом процессе.
В
западной экономике многие фирмы
придерживаются правила «двадцать
на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала
должны давать 80% прибыли. Следовательно,
остальные 80% вложений капитала приносят
только 20% прибыли.
Финансовый
план предприятия
— основной инструмент реализации его
финансовой политики. В процессе
формирования и выполнения финансового
плана решаются задачи оптимизации
структуры капитала, обеспечения
финансовой устойчивости предприятия,
повышения его инвестиционной
привлекательности для инвесторов и
кредиторов.
Управление
финансами может быть реактивным или
стратегическим. Реактивная система
управления состоит в решении задач по
мере их возникновения.
Эта система, по своему содержанию
напоминающая «латание дыр», неэффективна.
Однако именно она, к сожалению, является на наших
предприятиях преобладающей. Это
объясняется сложным финансовым
положением, в котором находятся многие
предприятия.
Кроме
того, затрудняют финансовое планирование
неплатежи, то есть
наличие у предприятий большой просроченной
дебиторской задолженности,
а также всё ещё значительный удельный вес
неденежных форм
расчетов между предприятиями. Доля бартера
в расчётах составляет
примерно 15%.
С
другой стороны, и многие вполне
благополучные в финансовом отношении
предприятия работают по принципу
постоянного, по существу,
бессистемного поиска решении «неожиданно»
возникающих финансовых проблем.
Стратегическая
система финансового планирования
предполагает разработку
финансовых планов на сравнительно
длительный период (минимум на год), но суть
её не в периодичности, а в главном принципе
подхода к финансовому планированию: оно
подчинено решению заранее установленных
задач.
При
разработке финансового плана должны быть
соблюдены общие
принципы планирования, сложившиеся как в
нашей, так и в зарубежной
хозяйственной практике. Являясь документом,
с помощью которого регулируется
процесс формирования доходов предприятия,
поступления и
расходования денежных средств, финансовый
план одновременно обеспечивает
предпосылки для осуществления предпринимательской
деятельности и в то же время отражает её
результаты. Поэтому непременными
принципами финансового планирования
должны быть:
·
непрерывность
(не должно быть периодов, когда предпринимательская
деятельность осуществляется без
финансового плана);
·
гибкость
и манёвренность (финансовый план должен
быть подчинён задачам достижения
определённых стратегических целей, и в то
же
время
должен обладать определённым запасом
финансовой прочности для быстрого и
эффективного реагирования на изменяющиеся
условия предпринимательской
деятельности);
·
реальность
и обоснованность (соответствие
возможностям и потребностям
предприятия, сбалансированность которых
достигается
при разработке финансового плана).
Конечно,
потребности всегда превышают возможности,
но в финансовом плане предусматривается
удовлетворение только тех потребностей,
для которых имеются реальные возможности.
Финансовый план - сбалансированный
документ. Сбалансированность проявляется в
обеспечении всех
направлений расходования источниками
финансирования,
хотя эти источники могут быть разными:
собственными, заёмными,
привлечёнными.
Действенность
финансового плана, особенно входящих в его
состав бюджетов или смет, во многом зависит
от соблюдения принципа участия
при разработке плана, то есть максимально
возможного привлечения
к разработке документов финансового плана
непосредственных исполнителей, персонала
соответствующих подразделений. Финансовый
план не должен быть прерогативой только
финансовой службы или одного
бухгалтера, к разработке отдельных его
показателей, входящих в его
состав документов, целесообразно
привлекать специалистов подразделений,
деятельность которых или её результаты
находят отражение в
плане.
Правительство
Российской Федерации предлагает нам для
использования бюджетирование — это
процесс построения и исполнения бюджета
предприятия на основе бюджетов отдельных
подразделений. Принципы
бюджетного планирования деятельности
структурных подразделении
и всего предприятия необходимо внедрять в
целях строгой экономии финансовых
ресурсов, сокращения непроизводительных
расходов, большей гибкости в управлении и
контроле за себестоимостью продукции, а
также для повышения точности плановых
показателей (для целей налогового и
финансового планирования).
Преимуществами
внедрения принципов
бюджетного планирования являются:
а)
помесячное
планирование бюджетов структурных
подразделений
даст более точные
показатели размеров и структуры затрат, чем
ныне
действующая система бухгалтерского
учёта финансовой отчётности, и,
соответственно, более точное плановое
значение размера прибыли, что
важно для налогового планирования (включая
платежи во внебюджетные
фонды); б) в
рамках утверждения месячных бюджетов
структурным подразделениям будет
предоставлена большая самостоятельность в
расходовании экономии по бюджету фонда
оплаты труда, что повысит материальную
заинтересованность работников в успешном
выполнении плановых
заданий;
в)
минимизация количества контрольных
параметров бюджетов позволит
сократить непроизводительные расходы
рабочего времени работников
экономических служб предприятия;
г)
бюджетное планирование позволит
осуществить режим строгой экономии
финансовых ресурсов предприятия, что
особенно важно для выхода
из финансового кризиса
В
целях организации бюджетного планирования
деятельности
структурных
подразделений предприятия целесообразно
создать сквозную систему бюджетов на
предприятии, состоящую из следующих
функциональных бюджетов:
·
бюджет фонда
оплаты труда;
·
бюджет материальных
затрат;
·
бюджет
потребления энергии;
·
бюджет
амортизации;
·
бюджет
прочих расходов;
·
бюджет
погашения кредитов;
·
налоговый
бюджет.
Эта
система бюджетов полностью охватывает всю
базу финансовых расчётов
предприятия.
С
бюджетом фонда оплаты труда связаны
платежи во внебюджетные фонды
(пенсионный, социального страхования,
медицинского страхования,
занятости) и часть налоговых отчислений.
Бюджеты
материальных
затрат
и потребления энергии отражают основную
часть сторонних платежей
предприятия.
Бюджет
амортизации
в значительной степени определяет
инвестиционную политику предприятия, кроме
того, фактически
амортизационные отчисления могут
использоваться в качестве оборотных
средств предприятия.
Бюджет
прочих расходов
позволит экономить
на наименее важных финансовых расходах.
Бюджет
погашения кредитов
и займов позволит осуществлять операции по
погашению кредитов
и займов в строгом соответствии с планом -
графиком платежей.
Налоговый
бюджет
включает в себя все налоги и обязательные платежи
в федеральный бюджет и бюджеты других
уровней, а также во внебюджетные
фонды (пенсионный фонд, фонд социального
страхования, медицинского страхования,
занятости и т. д.). Этот бюджет планируется
только в целом по предприятию.
При
разработке бюджетов структурных
подразделений и служб предприятий
необходимо руководствоваться принципом
декомпозиций,
заключающемся в том, что каждый бюджет
более низкого уровня является детализацией
бюджета более высокого уровня, то есть
бюджеты цехов являются «вложенными» в
бюджет производства, бюджеты производства
конкретизируют сводный (комплексный)
бюджет.
В
целях организации системы бюджетирования
на предприятии рекомендуется
выделять четыре центра ответственности
(центра принятия управленческих решений):
·
центр
ответственности по доходам включает
управление маркетинга
и коммерческое управление;
·
центр
ответственности по расходам включает
управление производством и управление
технического обеспечения и ремонта;
·
центр
ответственности по прибыли включает
управление финансами
и экономикой;
·
центр
ответственности по инвестициям
включает управление техническим
развитием и управлением по работе с
персоналом.
Чёткое
определение состава центра
ответственности позволяет более эффективно
внедрить сквозную систему финансового
планирования на предприятии.
Составляющими
сводного бюджета являются: исходные
прогнозные данные;
производственная программа; баланс прибыли
и убытков; баланс предприятия; отчёт о
движении денежных средств.
Самое
ценное, что может дать бюджетирование, —
это координация всех
сторон деятельности предприятия. Процедура
бюджетирования является нормой для любой
компании в развитых странах мира и в
последние годы уже становится нормой в
России.
Однако,
примерно на половине предприятий система
бюджетирования
неэффективна. Неэффективной можно считать
такую систему краткосрочного планирования,
в которой отклонение фактических результатов
от запланированных регулярно превышает 20 —
30%. Подобная ситуация
представляет собой серьёзную проблему, так
как бюджет предприятия является
основой для принятия оперативных управленческих
решений.
В
последние годы наличие процедуры
бюджетирования в той или иной форме
существует у любого экономического
субъекта.
С
нашей точки зрения было бы целесообразно
создание службы финансового директора,
которая включает отдел контролёра,
казначея, аналитический отдел.
Аналитический отдел должен заниматься не
только анализом, разработкой документов, но
и бюджетированием.
В
конечном итоге эффективность процесса
бюджетирования определяет эффективность
работы предприятия в целом. При этом внедрение
и использование процедуры планирования
помогает выявить и классифицировать
многие проблемы предприятия, которые до
этого могли оставаться в тени.
Разработка
нормативной базы планирования предприятий
— трудоёмкая и
долговременная работа. При этом надо
учитывать два основных положения:
·
множество
технических трудностей легко
преодолевается специаистами
в этой области;
·
более
сложными для решения являются
психологические трудности,
возникающие всегда при совершенствовании
систем управления
предприятиями. Их разрешение зависит не
столько от специалистов,
сколько от
деятельности высшего управленческого
персонала.
В конечном счёте, эффективность
бюджетирования определяется
эффективностью работы предприятия в целом.
При этом внедрение и использование
процедуры планирования на конкретном
предприятии помогут
выявить многие его проблемы.
назад
|