экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

(на примере ОАО "Симбирская Стекольная Компания")

 

Сальников Олег Вячеславович

  Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Внедрение системы управления качеством на предприятии» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru

Опыт по управлению качеством продукции на предприятиях определил необходимость использования при этом системного подхода, то есть управление качеством необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся.

В стандарте ИСО 9001 определены основные требования к системе управления качеством – она включает около 20 элементов, которые можно разделить на три группы.

Первая группа – управление системой. Она включает в себя все элементы, соответствующие уровню управления всего предприятия, такие как: ответственность руководства, управление документацией и данными, корректирующие и предупреждающие действия.

Вторая группа представляет собой рабочий процесс. Его составляют все этапы жизненного цикла продукции от маркетинга, проектирования и производства до распределения и послепродажной поддержки: анализ контракта, управление проектированием, управление продукцией и процессами, контроль и испытания, отбраковка, хранение, упаковка, поставка, обслуживание клиентов.

Третья группа – это обеспечивающая деятельность, она включает: закупки, методы контроля, повышение квалификации персонала, статистические методы.

Таким образом, система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством создаётся и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определённой политики и достижение поставленной цели. При этом наличие системы качества может быть доказано только если она представлена в документированном виде, то есть сертифицирована.

ОАО "Симбирская Стекольная Компания" (ОАО ССК) - новое, стабильно развивающееся перспективное предприятие, образованное на базе прекратившего функционирование вследствие банкротства Ульяновского радио-лампового завода. Профиль деятельности ОАО ССК -  производство и реализация стеклянных бутылок для пищевых жидкостей.

В ближайшее время ОАО ССК планирует расширить производство и выйти на новые рынки сбыта продукции. Однако этому может помешать всё более возрастающая конкуренция. В качестве способа повышения конкурентоспособности предприятие провело работу по внедрению системы управления качеством продукции.

Прежде всего, была разработана документация: Руководство по качеству, Политика в области качества, Программа внедрения системы управления качеством.

Руководство по качеству чётко описывает функции каждого из подразделений и обязанности руководителей. Важной частью Руководства является Политика предприятия в области качества, в ней определены основные направления, цели и задачи организации в области качества.

Главной целью Политики компании в области качества является изготовление стеклотары в соответствии с утверждённым технологическим регламентом, требованиями ГОСТ и ТУ, полное удовлетворение требований потребителя при изготовлении конкурентоспособной, качественной и надёжной продукции.

Субъектом управления является созданная на предприятии служба качества, которая координирует все подразделения предприятия в области качества, разрабатывает методические рекомендации. Эта служба подчиняется Генеральному директору. В функциональном подчинении службы качества находятся: отдел технического контроля, производство, службы маркетинга, управления персоналом, экономики и финансов, отдел сбыта.

Объектами управления являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции: нормативная документация; качество оборудования, сырья, процессов, управления производством и управления персоналом.

Продукция производится в соответствии с ГОСТ и ТУ, которые гармонизированы со стандартами ИСО. Критерием качества является соответствие этим нормативным документам.

Несоответствие качества продукции стандартам выявляется непосредственно в процессе производства:

входной контроль сырья обеспечивается лабораториями;

в производстве применяются методы активного контроля, встроенные в технологическое оборудование, а также выборочный или полный контроль по операциям и окончательный контроль готовых изделий;

При этом приоритет отдаётся предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению и устранению.

На предприятии не только контролируется соответствие качества стандартам, но и принимаются меры по постоянному совершенствованию качества: улучшение потребительских свойств продукции, расширение ассортимента и т.д.

Выпуск продукции высокого качества требует строгого соблюдения трудовой и технологической дисциплины. Для этого разработаны меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.

Отработана система проверки качества при продаже продукции и покупке сырья. Для этого составляется специальный договор.

При продаже изделий предприятия службами качества, маркетинга  и сбыта тщательно анализируются потребности и пожелания клиентов, их требования к качеству продукции.

Система управления качеством была сертифицирована Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Таким образом, Компания гарантирует потребителям, что изготавливаемая продукция безопасна, надёжна и отвечает всем установленным требованиям.

В заключение следует отметить, что внедрение системы управления качеством – процесс длительный. На ОАО "ССК" он продолжался более полугода и затронул все службы и весь персонал компании. Внедрение не ограничивается оформлением документации и созданием внешнего подобия порядка. Системный подход подразумевает глубокое проникновение в суть происходящих процессов.

Важен и тот факт, что в процессе внедрения меняется психология сотрудников, приходит осознание важности вопросов стабильного качества, формируется представление того, каким должно быть управление современной компанией. Поэтому вложенные средства, как правило, быстро окупаются, так как на предприятии появляется система, позволяющая не только гарантировать качество и безопасность выпускаемой продукции, но и оптимизировать производство, тем самым, выявляя и уменьшая неоправданные затраты.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz