экономический интернет - журнал

                                                                          Найти:

 Все статьи - www.nbene.narod.ru

Наша группа - www.vkontakte.ru/nbene

                     

КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Михайлов Вячеслав Николаевич

 

На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано.  Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение по­ставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

У руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благода­ря выполнению одной из функций менеджмента - функции контроля.

Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых не все­гда правильно понимается людьми. Слово «контроль» как и слово «власть» вызыва­ет чаще всего отрицательные эмоции, т. к. воспринимается, прежде всего, как огра­ничение, принуждение.

Основная задача контроля заключается в установке стандартов которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достиг­нутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые ре­зультаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организа­ции. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой орга­низации.

Среди многочисленных факторов внутренней среды особенно отличается вы­сокой степенью неопределенности такой фактор как люди, работающие в организа­ции. С помощью контроля менеджер может своевременно отреагировать на измене­ние в поведении людей в процессе их работы.

Использование механизмов контроля позволяет обнаружить ошибки и пробле­мы, возникающие в процессе выполнения работ, и, соответственно, скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов дос­тижения целей оказались наиболее эффективными и какие - неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность.

Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль - осуществляется в области человеческих ресур­сов. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допус­тимый уровень образования или стаж работы а данной области и проверить доку­менты и рекомендации, представляемые нанимаемыми.

Текущий контроль - осуществляется непосредственно в ходе проведения ра­бот.

Заключительный контроль - осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работа выполнена.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе выполняется комплекс специализиро­ванных работ.

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько тесно взаимосвя­заны функции контроля и планирования.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами.

Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобре­сти грозные очертания. Но если взять слишком маленький масштаб, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и тре­бует много времени. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом.

После оценки полученных результатов процесс контроля переходит на третий этап, на котором менеджер должен принять какое-либо решение: устранить откло­нение, пересмотреть стандарт или ничего не предпринимать.

Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего и иногда они могут оказаться нереальными

При разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей, т.к. контроль сильно действует на психологическое состояние работников

Но наглядность контроля может вызвать отрицательный результат. Если сотрудники знают установленные стандарты и всю процедуру контроля, то они, как правило, стремятся зафиксировать измерения результатов работы на уровне, кото­рый гарантирует наивысшее вознаграждение и в тех только областях, где проводят­ся измерения.

 назад

 

                                                                                                                                                                                      © 2006, Nota Bene Экономический интернет-журнал

                                                                                                                                                                                                                                     Developed by MSalnikov.

 

 

Сайт управляется системой uCoz