Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК
ЕГО РАЗВИТИЯ
Голубева
П.О.
На рубеже 90-х
годов ХХ века начался активный процесс
формирования так называемой новой
экономики, или экономики, основанной на
знаниях. Ее отличительной чертой является
ускоренное развитие нематериальной сферы и
нематериальной среды хозяйственной
деятельности. Знания, а не капитал и не
средства производства, становятся основным
экономическим ресурсом, определяющим, в
конечном счете, конкурентоспособность
любой организации.
Носителями и
создателями знаний являются люди. Именно
поэтому в современных условиях еще больше
возрастает роль управления человеческими
ресурсами организации.
Анализ литературы, посвященной вопросам
управления человеческими ресурсами,
показал, что для их характеристики
используются различные понятия. Наиболее
часто употребляются понятия: “трудовой
потенциал”, “кадровый потенциал”, “человеческий
капитал”. Общим для всех этих понятий
является то, что они рассматриваются на
различных уровнях иерархии: отдельного
работника, предприятия (организации) и на
уровне экономики региона
или национальной экономики. Различия,
на наш взгляд, связаны с развитием теории в
области управления человеческим ресурсами
предприятия.
В развитии
теории и практики управления работающими в
организации людьми часто выделяют
следующие основные концепции [3]:
– использование
трудовых ресурсов – связано с взглядами
технократического менеджмента на человека
как на простой винтик большого механизма;
– управление
персоналом – основано на достижениях в
области поведенческих наук, предполагает
высокую значимость мотивации и осознание
важной роли работников в деятельности
организации;
–
управление человеческими ресурсами –
направлено на развитие организационной
способности достигать успеха за счет
использования людей.
Достаточно
распространенной является точка зрения,
что различия между управлением персоналом
и управлением
человеческими ресурсами вызваны скорее
различиями в акцентах и подходах, чем в сути
[1]. Так, в системе управления
человеческими ресурсами, прежде всего:
– сильнее
выражена стратегическая направленность;
– особое
внимание уделяется формированию
организационной культуры, приверженности
ценностям компании: развитие человеческих
ресурсов подразумевает создание условий
для мобилизации потенциала работника в
интересах предприятия.
Дальнейшее
развитие этой идеи нашло отражение в теории
человеческого капитала, которая органично
вписывается в концепцию управления
человеческими ресурсами. Методологические
основы этой теории были заложены еще на
рубеже ХIХ
– ХХ веков. Формирование современных
взглядов на человеческий капитал относится
к концу 50-х – началу 60-х годов ХХ века, что во
многом обусловлено развитием не только
теоретических, но и практических
предпосылок [2].
"Первооткрывателями"
нового этапа в развитии теории
человеческого капитала называют
американских экономистов Т.Шульца и Г.Беккера,
которым за работы в этой области были
присуждены Нобелевские премии по экономике
(в 1979 и 1992 годах соответственно).
В экономической
литературе существует множество различных
определений понятия "человеческий
капитал". Одним из наиболее полных, на наш
взгляд, является следующее: "Человеческий
капитал – это сформированные в результате
инвестиций и накопленные человеком
определенный запас здоровья, знания, навыки,
способности, мотивации, которые ведут к
росту квалификации работника,
целесообразно используются в той или иной
сфере общественного воспроизводства,
содействуют росту производительности и
качества его труда и тем самым ведут к росту
заработков данного человека" [2].
Необходимо особо
отметить важность такого элемента
человеческого капитала, как мотивация.
В своей книге "Человеческий капитал в
организациях", вышедшей в 1993г., О. Нордхог
пишет: "Аналитически полезно различать
здоровье и квалификацию работников, с одной
стороны, и рабочую мотивацию и
приверженность фирме – с другой. Первые два
элемента, вместе взятые, составляют
основополагающую способность отдельно
взятого работника выполнять задания, то
есть то, что в принципе, или потенциально, он
может делать на работе. Два последних
элемента человеческого капитала влияют на
текущую (реальную) деятельность на работе
путем отражения того, что данный конкретный
работник с данной квалификацией хочет
делать на работе. Вместе взятые,
способности и желание работать формируют
способность данного работника к труду".
Исходя из данных
определений, теория человеческого капитала
органично вписывается в концепцию управления
человеческими ресурсами, в рамках
которой предполагается решение следующих
задач:
– помощь
организации в приобретении и удержании
необходимой квалифицированной и
мотивированной рабочей силы;
–
формирование организационной культуры,
способствующей становлению эффективных и
гармоничных партнерских отношений между
менеджерами и их подчиненными, развитию
механизмов командной работы, а также
приверженности работников целям и
ценностям организации;
– максимизация и
развитие внутренних способностей
работников путем создания возможностей для
их непрерывного обучения и развития;
– создание
условий для оценки и вознаграждения людей
по результатам их действий и достижений и
др.
Одним из первых
этапов управления человеческим капиталом
является его идентификация и измерение.
Человеческий капитал имеет достаточно
сложную внутреннюю структуру, и каждый ее
элемент на различных уровнях оценивается
соответствующим комплексом показателей. В
соответствии с уровнем агрегирования и
анализа выделяют следующие группы
показателей [2, 3]:
–
микроуровень – для характеристики человеческого
капитала отдельных
индивидов и предприятий;
–
мезоуровень – для характеристики человеческого
капитала
крупных корпораций и регионов;
– макроуровень
– для характеристики совокупного
человеческого капитала в масштабах
национальной экономики.
Возможен и
несколько иной вариант группировки:
микроуровень (индивид, предприятие) и
макроуровень (регион, национальная
экономика).
В
качестве примера рассмотрим возможный
перечень показателей для оценки фонда
подготовки на производстве. Для отдельного
работника могут быть использованы:
квалификация (компетентность),
производственный стаж (опыт), время
занятости в течение года,
продолжительность обучения на рабочем
месте – натуральные показатели; личные
затраты на приобретение профессии и
квалификации, прирост заработков в
результате подготовки на производстве и
переподготовки и др.
На
уровне предприятия можно использовать:
численность персонала и его
профессионально-квалификационный состав,
количество отработанного времени за год,
качество продукции, фонд времени
подготовки на рабочем месте – натуральные
показатели; затраты на подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
персонала, прирост прибыли в результате
переподготовки кадров, производительность
труда работников, потери от брака и
рекламаций и т.д. – стоимостные показатели.
На
макроуровне: профессионально-квалификационная
структура совокупной рабочей силы,
количество занятых и безработных (в том
числе – по профессиям и уровню
квалификации), ожидаемая продолжительность
трудовой жизни и др. – натуральные
показатели; общественная
производительность труда, объем и доля
расходов на подготовку и переподготовку
работников в ВРП; потери ВРП от неучастия
безработных в экономической деятельности и
т.д. – стоимостные показатели.
Система
показателей оценки человеческого
капитала позволяет
сделать выводы относительно
накопленного человеческого
капитала,
при наличии данных за достаточный период
времени – определить сложившиеся
тенденции его развития, а также установить
зависимости между различными факторами,
влияющими на формирование
человеческого капитала,
и осуществить прогноз возможных сценариев
будущего развития.
После
того, как мы научились измерять
человеческий капитал, необходимо провести оценку
имеющегося или накопленного человеческого
капитала (смотри рисунок).
Рисунок –
Укрупненная схема формирования
человеческого капитала
Существуют
различные подходы и методы оценки
стоимости человеческого капитала. Так, одним
из наиболее простых методов является его
измерение в человеко-годах обучения: чем
больше времени затрачено на образование
человека, чем выше уровень его образования,
тем большим ЧК он обладает. Однако такая
оценка многого не учитывает: например,
производительность труда людей, имеющих
примерно одинаковое образование, может
существенно различаться. Это может
объясняться разными причинами: физическими
и психологическими особенностями
работников, а также их мотивацией. Как было
отмечено выше, мотивация является одним из
элементов человеческого капитала и
играет очень важную роль в процессе
формирования и использования
человеческого капитала.
Для оценки этого элемента в практике
западных компаний используется
комплексный показатель “степень
удовлетворенности работника”, который
определяется по целой совокупности
параметров, главным образом путем
анкетирования.
Согласно
модели, основанной на понятиях условной и
реализуемой стоимостей [3],
индивидуальная стоимость работника
определяется объемом услуг, который, как
ожидается, он предоставит, работая в данной
организации. Этот объем зависит главным
образом от двух факторов: величины
потенциального дохода, который работник
может принести, работая в данной
организации всю свою «трудовую жизнь» и
вероятности того, что это произойдет.
РС
= УС · Р(О), где РС–
ожидаемая реализуемая стоимость
работника,
УС
– ожидаемая условная стоимость работника;
Р(О)
– вероятность того, что работник останется
работать в организации.
На
основании этой модели можно, в частности,
сделать вывод о том, что не всегда работник
с наивысшим потенциалом представляет
большую ценность для организации.
По мнению Г.Беккера
[2], доходы на капитал, вложенный в человека,
определяются как разница между заработной
платой оцениваемых индивидуумов и той ее
частью, которая приходится на труд. Тогда
оценка человеческого капитала имеет вид:
,
где
–
оценка человеческого капитала работника в
возрасте а;
В – общая
заработная плата;
С – часть
заработной платы, приходящейся на труд;
n
– возраст в котором заканчивается активная
трудовая деятельность человека;
i
– процентная ставка.
Также
используется метод расчета прямых затрат
на персонал - наиболее простой способ
рассчитать общие экономические затраты,
осуществляемые компанией на свой персонал,
включая оценку затрат на оплату персонала,
сопряженные с этим налоги, охрану и
улучшение условий труда, расходы на
обучение и повышение квалификации. Существуют
и другие методы оценки человеческого
капитала и
эффективности его использования [2,3],
обладающие как определенными
возможностями, так и имеющие свои
недостатки.
Для формирования
человеческого капитала требуются
соответствующие инвестиции.
Согласно определению, данному С.Брю и К
Макконеллом: «Инвестиции в
человеческий капитал
– это любое действие, которое повышает
квалификацию и способности и тем самым
производительность труда рабочих. Затраты,
которые способствуют повышению чьей-либо
производительности, можно рассматривать
как инвестиции, так как текущие расходы
осуществляются с тем расчетом, что эти
затраты будут многократно компенсированы
возросшим потоком доходов в будущем».
Как правило,
выделяют три основных вида инвестиций в
человеческий капитал:
– расходы на
образование, включая официальное
образование (начальное, среднее, высшее) и
обучение по месту работы (как
непосредственно на рабочем месте, так и с
отрывом от производства);
– расходы на
здравоохранение в широком понимании,
включая все расходы, воздействующие на
длительность жизни, силу, выносливость
работников;
– расходы на
мобильность (миграцию).
Прежде, чем
осуществить инвестиции в человеческий
капитал, оценивают их ожидаемую
экономическую эффективность. Для этого
также используются различные методы, по
существу аналогичные методам оценки
реальных инвестиций. Однако при этом
учитывается и специфический характер
вложений в человеческий капитал. Так,
большое внимание уделяется оценке
эффективности вложений в образование, как
важнейшему фактору формирования
человеческого капитала.
На наш взгляд,
последовательная и настойчивая реализация
перечисленных выше этапов формирования
человеческого капитала и повышение
эффективности его использования позволит
существенно повысить
конкурентоспособность предприятия и
обеспечить его дальнейшее развитие.
Список
литературы
1) Армстронг М.
Стратегическое управление человеческими
ресурсами. – М.: ИНФРА – М, 2002.
2) Добрынин А.И.,
Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий
капитал в транзитивной экономике:
формирование, оценка, эффективность
использования. – СПб.: Наука, 1999.
3) Управление
персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.
Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2003.
назад
|