Все статьи - www.nbene.narod.ru
Наша группа -
www.vkontakte.ru/nbene
УПАКОВКА
КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ НА РЫНКЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ТОВАРОВ
Илья
Фролов
Какую
роль играет упаковка при выборе
покупателем того или иного товара? Как
часто следует вносить изменения в упаковку
и как лучше использовать ее элементы в
общей рекламной деятельности компании?
Каким образом позиционирование товара
влияет на упаковку? Какие цвета в дизайне
упаковки являются предпочтительными?
Ответы на все эти вопросы можно найти в
данной статье.
Упаковка
сегодня
Долгие
годы упаковка была предназначена лишь для
транспортировки и сохранности продукта. В
настоящее время наряду с утилитарными
функциями упаковка выполняет множество
других задач: привлекает внимание
покупателя, передает сущность бренда,
демонстрирует преимущества товара.
Согласно
исследованиям, большинство решений о покупке
принимается непосредственно в местах
продаж, поэтому вероятность того, что
яркую, оригинальную по форме, дизайну и
удобную в использовании упаковку купят,
очень большая, даже если предпочтение до
этого отдавалось какой-то другой
аналогичной марке.
Упаковка
— важная часть интегрированных
маркетинговых коммуникаций (ИМК). Без нее
невозможны никакие PR-кампании
или промо-акции.
Роль
упаковки в позиционировании
Позиционирование
бренда — это
место на рынке, которое занимает бренд по
отношению к конкурентам, а также набор его
покупательских потребностей и восприятий.
Производитель должен с помощью товара и
упаковки убедить потребителя, что
способен удовлетворить его основные
ожидания, сделать ему торговое предложение,
от которого тот не сможет отказаться.
Правильное определение своего покупателя,
его предпочтений и оформление в
соответствии с ними упаковки товара
позволит компании занять место в
определенном сегменте и приобрести
лояльных клиентов.
В
зависимости от позиционирования меняется
внешний облик продукта. Рассмотрим
несколько примеров из собственной
практики.
1
Кофе «Гранд 3 в 1» фасуется в удобные
порционные пакетики (по 20 г) и предназначен
в первую очередь для активных молодых людей,
которые ведут подвижный образ жизни (это
подчеркивает динамизм бренда).
2.
На боковой стороне пачки отборного
цейлонского чая «Изумрудный остров»
имеется небольшое «окошко», которое
позволяет покупателю увидеть специальный
фольгированный пакет, идеально сохраняющий
все вкусовые свойства чайного листа.
Ценителям хорошего чая
очень важно иметь дополнительные гарантии
свежести сырья и его качества.
3.
Для продвижения торговой марки чая «Утренняя
бодрость» наша фирма использует другой
коммуникационный прием: на пачке размещается
слоган: «Чай «Утренняя бодрость» — крепкая
заварка», который ориентирован на
психологию российского покупателя с более
низким доходом.
Базовые
элементы упаковки и их роль в процессе ИМК
Материал,
композиция, цвет, шрифты, символы торговой
марки, разъяснительный, технический и рекламно-информационный
(коммуникационный) блоки — основные
составляющие упаковки. Разъяснительная
часть включает информацию о том, кем и где
был произведен товар, сведения о
химическом составе продукта, рекомендации
по приготовлению; коммуникационный блок
обычно состоит из легенды бренда, символики
данной торговой марки, истории компании-производителя,
упоминаний о текущих маркетинговых
мероприятиях; технические данные — это
штрихкод, вес товара, ГОСТ, даты упаковки.
Остановимся подробнее на некоторых из
этих элементов.
Форма и
упаковочные материалы
Упаковка
оригинальной формы расширяет атрибуты
выбора бренда, играя роль «немого продавца
и рекламиста». Благодаря развитию
упаковочного оборудования появляется
возможность воплощать самые неординарные
креативные идеи. Виды упаковок заметно
различаются, что создает большое
разнообразие на полках магазинов. К примеру,
подарочные пачки таких чаев, как «Монастырский
Валаам» и «Рождественский», были выполнены
в виде шестигранника с оригинальным верхним
клапаном. Для эксклюзивных сувенирных
наборов чая, собранного с лучших плантаций
Цейлона, изготавливались роскошные деревянные
коробочки.
В
настоящее время для выхода в новые сегменты
рынка и привлечения большего количества
потребителей со средним уровнем дохода на
заводе в г. Сходня запущена производственная
линия по фасовке натурального кофе в
вакуумную упаковку, предотвращающую
попадание нежелательных микроорганизмов,
позволяющая увеличить срок хранения и
сохранить вкусовые качества молотого кофе.
Для
поддержания конкурентных преимуществ
товара, необходимо регулярно проверять,
отвечает ли он изменяющимся предпочтениям
целевой аудитории, а также изучать опыт
зарубежных компаний, работающих в сфере
передовых разработок упаковочных
материалов.
Отклик
конечных покупателей помогает сделать
правильный выбор плановых
усовершенствований упаковки. В 2003 г. отдел
маркетинга ООО «Чайный дом «Гранд» провел
серию фокус-групп, посвященных оценке новой
банки кофе. С помощью рекламных постеров
была представлена идея упаковки, а
участников опроса попросили высказать свое
мнение. Для этого использовались наводящие
вопросы, которые позволили определить:
-
степень проявленного респондентом
интереса к новой концепции упаковки (с
объяснением);
-
более и менее предпочтительные
характеристики;
-
отношение респондентов к существующим
маркам или товарам-конкурентам
(сравнительную меру предпочтения и его
причины);
-
цену, которую готов заплатить потребитель
за кофе в новой жестяной банке;
-
степень его готовности к покупке по
определенной цене;
-
воспринимаемое качество.
Недавно
компания «Гранд» начала кампанию по
улучшению и технологическому
усовершенствованию всех производимых
чайных пачек. К поставщикам картона стали
предъявляться очень высокие требования, и
каждый тираж стал тщательно проверяться
на соответствие контрольному образцу.
Композиция
В
основе любой композиции упаковки должна
лежать оригинальная креативная концепция,
продуманный до мелочей сюжет. В 2004 г. в процессе
создания этикеток для растворимого
холодного чая Grand
Ice
Tea
стояла задача добиться того, чтобы у
покупателя при визуальном контакте с новым
продуктом, стоящим на полке, возникали
ассоциации, связанные с фруктами, свежестью
и бодростью. Для этого дизайнеры
использовали крупное и яркое изображение
фруктов (акцент на вкусе и натуральности
чая) и кусочков льда в стакане с напитком (акцент
на свежести и прохладе).
В
оформлении чайных этикеток зонтичного
бренда «Гранд» применяют так называемые
лайф-стайлы — картинки с изображением тех
мест, где произрастают чайные сорта, или с
фотографиями представителей целевых
потребительских групп. Правильно
подобранные слайды способны «оживить» сам
товар, сделать его ярче и менее скучным.
Многократное
напоминание потребителю с помощью разных
изобразительных средств о том, для чего
ему нужен именно этот товар, чем он лучше
другой брендированной продукции,
закрепляет покупательскую привычку и
уменьшает риск переключения потребителя на
товар фирмы-конкурента.
В
рамках программ ИМК дизайн упаковки может
быть дополнен наиболее часто
повторяющимися, интересными фрагментами
из текущих коммуникационных проектов, продвигающих
бренд (рекламных телевизионных роликов,
конкурсов, шоу-программ, мероприятий event-маркетинга,
PR-кампаний).
Сегодня на всех банках кофе «Гранд» размещается
фотография Ивара Калныньша, который снялся
в серии рекламных роликов и является
символом марки. Это помогает клиенту
идентифицировать товар с рекламируемым
брендом, с именем хорошо известной фирмы, с
ее мощью и надежностью. Иногда «персонаж-символ»
торговой марки становится для покупателя
«приятным знакомым», а его образ,
представленный на упаковке, способен
повысить заинтересованность в дальнейшем
приобретении продукции данного
производителя. В своих письмах и телефонных
звонках поклонники кофе «Гранд» с большой
симпатией отзываются об известном актере
Калныньше, проецируя приписываемые ему
достоинства на саму кофейную марку.
Все
составляющие упаковки должны взаимно
дополнять друг друга, усиливать итоговый
коммуникационный эффект, экономя
финансовые ресурсы владельца бренда.
В
настоящее время на рынке массовых товаров,
имеющих мало отличий, необходимо
достаточно часто осуществлять легкий, едва
заметный рестайлинг, грамотное обновление
дизайна, сохраняя при этом основополагающие
компоненты бренда: цвет, визуальные символы,
логотипы и т. д. Интерес клиента нужно
поддерживать постоянно, иначе он сделает
выбор в пользу конкурента. Поскольку
достичь новизны за короткие промежутки
времени путем глубоких технологических
инноваций часто не представляется возможным,
для решения подобных задач используются
удачные дизайнерские находки.
Исследования,
проведенные нашей фирмой, показали, что
подавляющее большинство респондентов
высказываются в пользу периодического
совершенствования упаковки. По их мнению,
подобные меры повышают лояльность к
бренду и увеличивают число повторных
покупок.
Цветовое
кодирование упаковки
Первое,
на что обращает внимание покупатель, — это
цвет товара. Поэтому, чтобы упаковка
выделялась из общего ряда представленной
продукции, можно использовать контрастное
цветовое решение. Как известно, самые
сильные контрасты образуют три цвета: красный,
желтый и синий. К использованию
контрастных цветов прибегают многие
ведущие предприятия пищевой промышленности,
которые в упаковках продовольственных
товаров чаще всего используют следующие
пары цветов: красный — зеленый, оранжевый —
синий, фиолетовый — желтый. Это объясняется
тем, что такие сочетания часто встречаются
в природе: плоды и ягоды в листве, спелая
пшеница на фоне неба и т. д. Некоторые виды
продуктов требуют использования
определенных цветов в оформлении упаковки:
молочные изделия — белый, зеленый и синий,
цвета сочной травы и неба; хлебобулочные —
желтый, песочный и коричневый.
Как
правило, сочетание тех или иных цветов в
дизайне упаковки связано с особенностями
и образом бренда. Торговая марка должна
иметь свой индивидуальный цветовой код,
посылающий мгновенный сигнал потребителю.
Таким образом, для пачки чайного напитка «Гранд
Каркадэ» используется розовый цвет, т. к.
именно такой цвет приобретает настой данного
растения; красный цвет банки кофе «Гранд
Классик» символизирует активность,
бодрость и энергию.
Цвет
помогает выделить товар на полке. В крупных
сетевых магазинах выкладка
осуществляется по методу «цветового пятна»:
чем оно крупнее, тем заметнее в торговом
зале будет фирменная упаковка и тем выше
вероятность увеличения продаж. В
планограммах, разработанных отделом
маркетинга группы компаний «Гранд»,
торговым представителям настоятельно рекомендуется
придерживаться именно блочной выкладки,
при которой бренд должен
попадать в
поле зрения
находящегося в магазине клиента и
удерживать его внимание в течение
нескольких минут.
Упаковка
как носитель маркетинговой информации
Упаковка
входит в комплекс маркетинговых
интегрированных коммуникаций, являясь
превосходным носителем рекламной
информации. Важно, чтобы она
соответствовала основной идее торговой
марки и усиливала эффект воздействия на
целевую аудиторию других средств
маркетинговых коммуникаций (рекламы,
акций по стимулированию сбыта,
мерчандайзинга и т. д.).
В
период проведения промо-мероприятий
упаковка может стать «бонусным элементом»:
содержать продукт большого веса по цене
продукта с меньшим весом, включать бесплатный
сувенир, премию, скидку и т. д. (например,
пачка чая «Великий Тигр» с пятью
дополнительными фильтр-пакетиками
используется в качестве бонуса при
совместных маркетинговых мероприятиях).
Собственно
упаковочные элементы (крышки, ярлыки,
вкладыши, штрихкоды) порой являются своеобразными
лотерейными купонами (например, необходимо
собрать определенное количество крышек и
получить в обмен на них приз).
Во
время рекламной кампании «Новая жизнь с Grand
Tea»
на пачках чая были опубликованы условия проведения
призовой акции с приглашением принять в
ней участие и изображены основные подарки.
За несколько месяцев пришло около ста
тысяч писем из разных регионов России.
Такой способ коммуникации позволил
сократить финансовые расходы на показ
телевизионных роликов.
Кроме
того, упаковка выступает и в качестве
носителя аргументов ценовой политики. Для
дополнительной мотивации на пакетах с
сублимированным растворимым кофе Grand
Extra
сообщалось: «Отличный кофе по выгодной цене».
Потребитель получает возможность сэкономить,
заплатив меньше за превосходный продукт,
стоимость которого в обычной стеклянной
банке немного больше.
Размещение
на упаковках интересных историй из жизни
лого-героя, связанного визуально и концептуально
с торговой маркой, также может быть очень
эффективным. Например, на пачках всей
чайной серии «Генералиссимус» были описаны
забавные случаи из жизни известного
русского полководца А. В. Суворова. В этом
случае акцент делался на интересе
основного ядра целевых потребителей к
отечественной истории, на их
патриотических чувствах, гордости за свою
страну.
Немаловажное
значение имеет размещение на упаковках
медалей, знаков отличия, дипломов,
полученных брендом на разных ежегодных выставках,
фестивалях или в ходе независимых
экспертиз. Награды, выданные
организаторами конкурсов «Бренд года», «Народная
марка», «Супербренды», укрепляют
репутацию торговой марки, усиливают ее
положительное восприятие со стороны всех,
кто приобретает эту продукцию.
Требования,
предъявляемые к дизайну упаковки
Основное
требование к дизайну упаковки заключается
в соответствии принципу KISS
(Keep
it
short
and
simple),
поскольку всегда возникает вопрос: «Не
слишком ли сложен для понимания
покупателя созданный образ товара?»
Информацию на упаковке следует четко
дозировать и структурировать. Если
изобразительный ряд перегружен, а базовые
доминанты бренда не выделены, то, скорее
всего, покупатель не захочет тратить много
времени на изучение тяжелой для восприятия
этикетки и выберет какую-нибудь другую
марку. Таким образом, использовать слишком
много главных информационных элементов,
контрастов и цветов не рекомендуется.
Лучше применять не более пяти основных
цветов и столько же надписей и изображений,
однако иногда имеет смысл применять формулу
«7±2».
Все
планируемые к выводу на рынок продукты,
имеющие некоторые качественные различия,
но выступающие под одной зонтичной
торговой маркой, должны соответствовать
единому стилевому решению. В противном
случае произойдет размывание образа бренда,
снизится КПД всей коммуникационной
стратегии.
Упаковку
следует менять и совершенствовать не
только на стадии разработки продукта, но и
в течение всего жизненного цикла товара.
Как уже отмечалось выше, без периодической
корректировки внешнего облика бренда
невозможно успешное конкурирование на
рынке. Однако чрезмерное пристрастие к
переменам в «брендовой оболочке» без объективных
причин и предварительных маркетинговых
исследований может сыграть и негативную
роль. По мнению ведущих экспертов в
области брендинга, некоторые представители
потребительского общества испытывают
потребность в новых вкусах, запахах,
цветовых решениях, ситуациях потребления,
но при этом они остаются консервативными в
отношении требований к форме упаковки.
Большинство
ведущих фирм-производителей указывают на
упаковке контактные телефоны, для того чтобы
покупатель смог лично пообщаться с
представителями фирмы, высказать свои
замечания или пожелания. Все звонки
тщательно обрабатываются, анализируются,
а затем передаются в отдел маркетинга.
Но
самое главное — не обмануть ожидания
конечного потребителя. Не рекомендуется
выходить за пределы той ценовой категории,
на которую товар ориентирован. Если
упаковка безупречно выполнена, но при этом
выглядит дороже или дешевле, чем продукт,
находящийся внутри нее, то могут возникнуть
серьезные проблемы с реализацией. Всегда
следует помнить простую истину —
посредственный продукт, не удовлетворяющий
запросы покупательской аудитории,
способен погубить даже самую превосходную
«одежду бренда».
Заключение
В
XXI
веке, в условиях так называемой «экономики
впечатлений», упаковка
становится еще
более эффективным средством воздействия
на потребителя. По мере роста доходов
российских граждан усиливается их желание
приобрести тот бренд, который кроме
хорошего качества предложит им
незабываемые ощущения или поднимет их
социальный статус. Необычность и
оригинальность той или иной торговой марки
с нестандартными атрибутами заставят
потребителя совершить пробную покупку.
Благодаря
своему индивидуальному облику товар
способствует формированию повышенной
лояльности со стороны торговых сетей и
дилеров. Дистрибьюторы все чаще
предъявляют производителю дополнительные
требования к креативу, удобству,
функциональности продукции и др.
Когда
конкурентная ситуация изменится и маржа
снизится, многие предприятия будут
вынуждены сократить издержки, в том числе
рекламные, возникнет необходимость более
серьезно работать с упаковкой, уделять ей
больше внимания, чем сейчас.
назад
|